На «Амедиатеке» — премьера нового сериала по произведениям Джорджа Мартина

ЭкспертСобытия

«Дом Дракона»: когда женщины берут власть в свои руки

На «Амедиатеке» — премьера нового сериала по произведениям Джорджа Мартина «Дом Дракона»

Надежда Феденко, Вячеслав Суриков

«Дом Дракона» рассказывает о гражданской войне на вымышленном материке Вестерос. HBO

Действие «Дома Дракона» происходит до событий «Игры престолов» на том же вымышленном материке Вестерос. Сериал — кинематографическая адаптация романов Джорджа Мартина «Пламя и кровь» и «Восхождение Дракона». В историю о противостоянии представителей рода Таргариенов продюсеры инвестировали около двухсот миллионов долларов. После успеха «Игры престолов», принесшей создателям доход, который оценивается цифрой с девятью нулями (официальная сумма так и не была названа), шоураннеры приквела должны были с The Hollywood Reporter вершить буквально невозможное, чтобы не разочаровать зрителей. Три кита, которые выделили «Игру престолов» из общего потока сериалов, — откровенные эротические сцены, насилие и непредсказуемые повороты сюжета. Четвертый элемент — фантастический кастинг. Если бы актеры не были столь харизматичными, едва ли зрители так остро переживали бы боль разлуки с персонажами. И это при том, что создатели сериала повторяли трюк с гибелью героев, находившихся в фокусе повествования, из раза в раз.

От любви до ненависти — восемь сезонов

Персонажи, приходящие им на смену, оказывались не менее притягательными. «Игра престолов» явила плеяду актеров нового поколения. Чего только стоят работы Кита Харингтона (Джон Сноу), Эмилии Кларк (Дайнерис Таргариен) и Ричарда Мэддена (Роб Старк). Всем им удалось заставить зрителей полюбить персонажей со всей страстью, которая возможна по отношению к киногероям. Причем Ричард Мэдден сумел сделать это всего за три отведенных ему сезона, а Кит Харингтон и Эмилия Кларк продержались все восемь. Финал разочаровал зрителей: они оказались обмануты в спровоцированных авторами сериала ожиданиях. Одно из них заключалось в том, что Дайнерис Таргариен завершит победное шествие по Вестеросу взятием Королевской гавани и по праву воссядет на Железном троне. У нее могли бы сложиться романтические отношения с еще одним идеальным героем, Джоном Сноу. Но мало того, что они оказались родственниками, так Дайнерис еще и стала упиваться насилием во время финального штурма, что вынудило Джона Сноу собственноручно убить ее.

Разочарование финалом не обесценило творения продюсеров Дэвида Бениоффа и Дэниела Уайсса. Пока еще никому (в том числе и им самим) не удалось создать что-либо сопоставимое по масштабам и выразительности. «Игра престолов» в сериальной индустрии все еще непревзойденная вершина. И бренд невероятной силы. Мир, в котором идет кровопролитная борьба за власть с участием драконов, притягивает воображение. Тем более что Джордж Мартин, автор мира Вестероса, успел породить паутину сюжетов, разворачивающихся на этом вымышленном материке. В своем онлайн-дневнике он написал, что работа над сериалом — преемником «Игры престолов» началась задолго до окончания основного сериала. Этим, видимо, и объясняется отсутствие текста, который завершал бы цикл «Песни льда и пламени». В этом году были обещаны «Ветра зимы», а два года спустя должны были выйти «Грезы о весне», где мог бы проявиться альтернативный сериальной версии финал.

Но помимо того, что писатель был активно вовлечен в создание нового сериала и подошел к работе со всей ответственностью, одна из историй уже рассказана. Можно даже представить себе, как сложно Джорджу Мартину перезапустить свое воображение, чтобы оно повело его героев по каким-то другим сюжетным линиям. И насколько интереснее ему забыть на время Вестерос времен Дайнерис Таргариен и Джона Сноу, начав прорабатывать другой исторический период в вымышленном и так подробно разработанном им мире. Однако даже если кинематограф поглотит все время его жизни (Джорджу Мартину 73 года), он останется в истории литературы как автор одной из самых значимых книг XX века, наряду с «Властелином колец» Джона Толкина, где через сюжеты, развивающиеся в вымышленном мире, анализируются механизмы, приводящие в движение политическую власть.

В роли юной Рейениры Таргариен — австралийская актриса Милли Элкок. HBO

Против патриархата

После изобличения в «Игре престолов» жестокости матриархата «Дом Дракона» возвращается в более приемлемую для общества тональность. Его цель — патриархат. Это считывается в сцене королевских родов, центральной в первом эпизоде, когда врачи вспарывают роженице чрево ради того, чтобы извлечь из него наследника престола живым. Умирают оба, мать и новорожденный, в то время как за окном мужчины убивают и калечат друг друга на рыцарском турнире. Женщины «Дома Дракона» видят предназначение в том, чтобы рожать. У них нет права выбора, но у них есть драконы. Огнедышащие чудовища благоволят женщинам и делают их могущественными. Когда рядом с женщиной дракон, мужчина вынужден подчиниться ее воле. Дракон — визуализация women power, власти женщин, которую они в себе до конца не осознают под влиянием все тех же мужчин, которые не только ограничивают их, но и не ценят того, что женщины в таких муках дают им жизнь. Смертельные роды — новый аттракцион жестокости, которым создатели сериала пробивают брешь в равнодушии пресыщенного визуальными впечатлениями зрителя.

Шоураннер сериала и режиссер первого эпизода Мигель Сапочник так комментирует сцену кровавых родов в интервью The Hollywood Reporter: «В средневековые времена роды были насилием. Нельзя игнорировать насилие, которое мужчины совершали над женщинами в тот период. Его нельзя преуменьшать или прославлять». Сапочник работал на сериале «Игра престолов»; он режиссер «Битвы бастардов» (девятый эпизод шестого сезона), по общему признанию относящейся к числу выдающихся произведений кинематографического искусства. И в первом эпизоде «Дома Дракона» он безупречен в том, что касается стиля. Он мастерски погружает зрителя в средневековый мир, в котором вместо технологий — магия. Когда Netflix обратился к серии романов Анджея Сапковского «Ведьмак» и сделал свою кинематографическую версию вымышленного Средневековья, выяснилось, что размер бюджета непропорционален качеству снимаемого сериала. «Ведьмак» привлек внимание зрителей, но так и не смог затмить творение Уайсса и Бениоффа. Впрочем, как и другие сериалы, воссоздающие средневековый мир.

В роли Дейемона Таргариена — британский актер Мэтт Смит. HBO

Возвращение в старый добрый мир секса и насилия

Но если до пандемии Средневековье казалось самым подходящим периодом для побега из обыденности, то сейчас, когда реальность переживает одно потрясение за другим, миры Джорджа Мартина кажутся сомнительной альтернативой. Возможно, продюсеры догадывались, что сериал может вызвать эффект отторжения. Но инерция, набранная «Игрой престолов», была столь велика, а подготовка «Дома Дракона» зашла столь далеко, что остановить машину по производству сериала было уже нельзя. Его предназначение еще и том, чтобы привлечь к «Игре престолов» внимание зрителей нового поколения, которым сериал еще вчера был неинтересен, а сегодня они готовы его воспринимать. Те же, кто видел сериал, возможно, захотят его пересмотреть: все-таки первый сезон «Игры престолов» вышел уже одиннадцать лет назад. Маркетинговая машина, продвигающая «Дом Дракона», заодно продвигает все восемь сезонов «Игры престолов» сразу.

Но силу притяжения миров Джорджа Мартина нельзя объяснить только желанием бежать в них из реальности, мастерством рассказчика, обаянием персонажей и случившимся в какой-то момент почти массовым помешательством, когда сериал смотрели все, даже те, кто прежде был равнодушен к жанру фэнтези. Именно Мартин породил новую волну фэнтези, которая захватила мир литературы и все больше проникает в мир кинематографический, тем более что возможности создания фэнтезийных миров с каждым годом увеличиваются. Пока тщательно прорисованные драконы появляются в каждой серии «Дома Дракона». Такую роскошь продюсеры «Игры престолов» позволить себе не могли. Каждый дракон — произведение графического искусства, еще никогда эти фантастические существа не создавались так подробно и так убедительно.

Но как бы ни были они великолепны, это не гарантирует зрительской любви. Кажется, что для нее в «Доме Дракона» есть всё: притягательный мир, харизматичные персонажи и интригующий сюжет. Однако интрига заключается еще и в том, оказались ли создатели сериала заложниками зрительских ожиданий. Другое дело, что зрители сами не вполне понимают, чего они хотят на самом деле. Один раз Джорджу Мартину удалось их загипнотизировать и навязать придуманные им сюжеты. Удастся ли на этот раз?

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Михаил Горбачев: «человек из позавчера и послезавтра» Михаил Горбачев: «человек из позавчера и послезавтра»

Человек, который пришел к власти слишком поздно для своего времени

Эксперт
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
На темной стороне Сети На темной стороне Сети

В Трире начинается первый в истории суд над хостерами черного интернета

Огонёк
Правда, что от страха можно поседеть за одну ночь? Правда, что от страха можно поседеть за одну ночь?

Неужели действительно можно в одночасье поседеть?

ТехИнсайдер
Дело о мощах: приключения одной записки Дело о мощах: приключения одной записки

Документ из гробницы Александра Невского

Дилетант
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Крёстная мать перестройки Крёстная мать перестройки

Маргарет Тэтчер лучше всех почувствовала возможность перелома в Советском Союзе

Дилетант
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Глупые вопросы о ПДД, которые вызывают недоумение даже у бывалых водителей Глупые вопросы о ПДД, которые вызывают недоумение даже у бывалых водителей

Правила ПДД, которые озадачивают любого водителя до сих пор

Maxim
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Биг-Бен и девушки-пилоты: как в Сургуте появилась женская пилотажная группа Биг-Бен и девушки-пилоты: как в Сургуте появилась женская пилотажная группа

Как Евгений Барсов создал единственную в стране пилотажную группу из девушек

Forbes
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
«Это все квантовая физика! Непочтительное руководство по фундаментальной природе всего» «Это все квантовая физика! Непочтительное руководство по фундаментальной природе всего»

Как теория Дэвида Бома отрицает свободу воли

N+1
Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать

Как легко настроить собственную локальную сеть?

Цифровой океан
Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов

Хорроры-антологии, которые не позволят вам от себя оторваться

Правила жизни
Что страшнее: устать или не уметь расслабляться? Что страшнее: устать или не уметь расслабляться?

Умеете ли вы определять меру собственной усталости?

Psychologies
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
Трубка дымит: почему телефонного спама не становится меньше Трубка дымит: почему телефонного спама не становится меньше

Почему штрафы не смогут уменьшить количество телефонного спама?

Forbes
«Увидев себя в фильме «Москва слезам не верит», Ирина Муравьева горько заплакала» «Увидев себя в фильме «Москва слезам не верит», Ирина Муравьева горько заплакала»

Вспоминания прошлых лет об актрисе Ирине Муравьевой

Коллекция. Караван историй
Почему мы любим поговорить о бывших (особенно с нынешним) Почему мы любим поговорить о бывших (особенно с нынешним)

Почему нам нравится вспоминать прошлые отношения?

VOICE
Онкологические заболевания в детстве связали с последующим безбрачием и низким доходом Онкологические заболевания в детстве связали с последующим безбрачием и низким доходом

Люди, которые в детстве переболели раком, вряд ли получат высшее образование

N+1
Союз вкусов: как рестораны создают коллаборации с модными и косметическими брендами Союз вкусов: как рестораны создают коллаборации с модными и косметическими брендами

Из чего сделаны новые гастрономические коллаборации и в чем их смысл

Forbes
Соблазн свободы. Почему зрители любят роуд-муви Соблазн свободы. Почему зрители любят роуд-муви

Чем путешествия отличаются от странствий и что роднит роуд-муви и вестерн?

СНОБ
Как кататься на электросамокате в городе и нужны ли водительские права Как кататься на электросамокате в городе и нужны ли водительские права

Ключевые нюансы эксплуатации электросамокатов в городе

РБК
Что такое водородная очистка двигателя, как работает и стоит ли делать Что такое водородная очистка двигателя, как работает и стоит ли делать

Все о водородной очистке двигателя: что за процедура и есть ли в ней смысл

РБК
Как людям с ОКР комфортно работать и полностью раскрыть свои таланты Как людям с ОКР комфортно работать и полностью раскрыть свои таланты

Почему нейроотличия — это не всегда плохо и как обратить симптомы в свою пользу

Inc.
Мои инопланетяне! Мои инопланетяне!

Если они прилетели, природа сделала уверенный поворот к приходу весны

Наука и жизнь
Как Бальзак создал миф о зловредных старых девах Как Бальзак создал миф о зловредных старых девах

Как с легкой руки писателя старых дев записали почти во «враги общества»

Psychologies
Черная дыра промежуточной массы выдала себя пролетами сквозь аккреционный поток вблизи сверхмассивной черной дыры Черная дыра промежуточной массы выдала себя пролетами сквозь аккреционный поток вблизи сверхмассивной черной дыры

Пара из сверхмассивной черной дыры и черной дыры промежуточной массы

N+1
Открыть в приложении