На «Амедиатеке» — премьера нового сериала по произведениям Джорджа Мартина

ЭкспертСобытия

«Дом Дракона»: когда женщины берут власть в свои руки

На «Амедиатеке» — премьера нового сериала по произведениям Джорджа Мартина «Дом Дракона»

Надежда Феденко, Вячеслав Суриков

«Дом Дракона» рассказывает о гражданской войне на вымышленном материке Вестерос. HBO

Действие «Дома Дракона» происходит до событий «Игры престолов» на том же вымышленном материке Вестерос. Сериал — кинематографическая адаптация романов Джорджа Мартина «Пламя и кровь» и «Восхождение Дракона». В историю о противостоянии представителей рода Таргариенов продюсеры инвестировали около двухсот миллионов долларов. После успеха «Игры престолов», принесшей создателям доход, который оценивается цифрой с девятью нулями (официальная сумма так и не была названа), шоураннеры приквела должны были с The Hollywood Reporter вершить буквально невозможное, чтобы не разочаровать зрителей. Три кита, которые выделили «Игру престолов» из общего потока сериалов, — откровенные эротические сцены, насилие и непредсказуемые повороты сюжета. Четвертый элемент — фантастический кастинг. Если бы актеры не были столь харизматичными, едва ли зрители так остро переживали бы боль разлуки с персонажами. И это при том, что создатели сериала повторяли трюк с гибелью героев, находившихся в фокусе повествования, из раза в раз.

От любви до ненависти — восемь сезонов

Персонажи, приходящие им на смену, оказывались не менее притягательными. «Игра престолов» явила плеяду актеров нового поколения. Чего только стоят работы Кита Харингтона (Джон Сноу), Эмилии Кларк (Дайнерис Таргариен) и Ричарда Мэддена (Роб Старк). Всем им удалось заставить зрителей полюбить персонажей со всей страстью, которая возможна по отношению к киногероям. Причем Ричард Мэдден сумел сделать это всего за три отведенных ему сезона, а Кит Харингтон и Эмилия Кларк продержались все восемь. Финал разочаровал зрителей: они оказались обмануты в спровоцированных авторами сериала ожиданиях. Одно из них заключалось в том, что Дайнерис Таргариен завершит победное шествие по Вестеросу взятием Королевской гавани и по праву воссядет на Железном троне. У нее могли бы сложиться романтические отношения с еще одним идеальным героем, Джоном Сноу. Но мало того, что они оказались родственниками, так Дайнерис еще и стала упиваться насилием во время финального штурма, что вынудило Джона Сноу собственноручно убить ее.

Разочарование финалом не обесценило творения продюсеров Дэвида Бениоффа и Дэниела Уайсса. Пока еще никому (в том числе и им самим) не удалось создать что-либо сопоставимое по масштабам и выразительности. «Игра престолов» в сериальной индустрии все еще непревзойденная вершина. И бренд невероятной силы. Мир, в котором идет кровопролитная борьба за власть с участием драконов, притягивает воображение. Тем более что Джордж Мартин, автор мира Вестероса, успел породить паутину сюжетов, разворачивающихся на этом вымышленном материке. В своем онлайн-дневнике он написал, что работа над сериалом — преемником «Игры престолов» началась задолго до окончания основного сериала. Этим, видимо, и объясняется отсутствие текста, который завершал бы цикл «Песни льда и пламени». В этом году были обещаны «Ветра зимы», а два года спустя должны были выйти «Грезы о весне», где мог бы проявиться альтернативный сериальной версии финал.

Но помимо того, что писатель был активно вовлечен в создание нового сериала и подошел к работе со всей ответственностью, одна из историй уже рассказана. Можно даже представить себе, как сложно Джорджу Мартину перезапустить свое воображение, чтобы оно повело его героев по каким-то другим сюжетным линиям. И насколько интереснее ему забыть на время Вестерос времен Дайнерис Таргариен и Джона Сноу, начав прорабатывать другой исторический период в вымышленном и так подробно разработанном им мире. Однако даже если кинематограф поглотит все время его жизни (Джорджу Мартину 73 года), он останется в истории литературы как автор одной из самых значимых книг XX века, наряду с «Властелином колец» Джона Толкина, где через сюжеты, развивающиеся в вымышленном мире, анализируются механизмы, приводящие в движение политическую власть.

В роли юной Рейениры Таргариен — австралийская актриса Милли Элкок. HBO

Против патриархата

После изобличения в «Игре престолов» жестокости матриархата «Дом Дракона» возвращается в более приемлемую для общества тональность. Его цель — патриархат. Это считывается в сцене королевских родов, центральной в первом эпизоде, когда врачи вспарывают роженице чрево ради того, чтобы извлечь из него наследника престола живым. Умирают оба, мать и новорожденный, в то время как за окном мужчины убивают и калечат друг друга на рыцарском турнире. Женщины «Дома Дракона» видят предназначение в том, чтобы рожать. У них нет права выбора, но у них есть драконы. Огнедышащие чудовища благоволят женщинам и делают их могущественными. Когда рядом с женщиной дракон, мужчина вынужден подчиниться ее воле. Дракон — визуализация women power, власти женщин, которую они в себе до конца не осознают под влиянием все тех же мужчин, которые не только ограничивают их, но и не ценят того, что женщины в таких муках дают им жизнь. Смертельные роды — новый аттракцион жестокости, которым создатели сериала пробивают брешь в равнодушии пресыщенного визуальными впечатлениями зрителя.

Шоураннер сериала и режиссер первого эпизода Мигель Сапочник так комментирует сцену кровавых родов в интервью The Hollywood Reporter: «В средневековые времена роды были насилием. Нельзя игнорировать насилие, которое мужчины совершали над женщинами в тот период. Его нельзя преуменьшать или прославлять». Сапочник работал на сериале «Игра престолов»; он режиссер «Битвы бастардов» (девятый эпизод шестого сезона), по общему признанию относящейся к числу выдающихся произведений кинематографического искусства. И в первом эпизоде «Дома Дракона» он безупречен в том, что касается стиля. Он мастерски погружает зрителя в средневековый мир, в котором вместо технологий — магия. Когда Netflix обратился к серии романов Анджея Сапковского «Ведьмак» и сделал свою кинематографическую версию вымышленного Средневековья, выяснилось, что размер бюджета непропорционален качеству снимаемого сериала. «Ведьмак» привлек внимание зрителей, но так и не смог затмить творение Уайсса и Бениоффа. Впрочем, как и другие сериалы, воссоздающие средневековый мир.

В роли Дейемона Таргариена — британский актер Мэтт Смит. HBO

Возвращение в старый добрый мир секса и насилия

Но если до пандемии Средневековье казалось самым подходящим периодом для побега из обыденности, то сейчас, когда реальность переживает одно потрясение за другим, миры Джорджа Мартина кажутся сомнительной альтернативой. Возможно, продюсеры догадывались, что сериал может вызвать эффект отторжения. Но инерция, набранная «Игрой престолов», была столь велика, а подготовка «Дома Дракона» зашла столь далеко, что остановить машину по производству сериала было уже нельзя. Его предназначение еще и том, чтобы привлечь к «Игре престолов» внимание зрителей нового поколения, которым сериал еще вчера был неинтересен, а сегодня они готовы его воспринимать. Те же, кто видел сериал, возможно, захотят его пересмотреть: все-таки первый сезон «Игры престолов» вышел уже одиннадцать лет назад. Маркетинговая машина, продвигающая «Дом Дракона», заодно продвигает все восемь сезонов «Игры престолов» сразу.

Но силу притяжения миров Джорджа Мартина нельзя объяснить только желанием бежать в них из реальности, мастерством рассказчика, обаянием персонажей и случившимся в какой-то момент почти массовым помешательством, когда сериал смотрели все, даже те, кто прежде был равнодушен к жанру фэнтези. Именно Мартин породил новую волну фэнтези, которая захватила мир литературы и все больше проникает в мир кинематографический, тем более что возможности создания фэнтезийных миров с каждым годом увеличиваются. Пока тщательно прорисованные драконы появляются в каждой серии «Дома Дракона». Такую роскошь продюсеры «Игры престолов» позволить себе не могли. Каждый дракон — произведение графического искусства, еще никогда эти фантастические существа не создавались так подробно и так убедительно.

Но как бы ни были они великолепны, это не гарантирует зрительской любви. Кажется, что для нее в «Доме Дракона» есть всё: притягательный мир, харизматичные персонажи и интригующий сюжет. Однако интрига заключается еще и в том, оказались ли создатели сериала заложниками зрительских ожиданий. Другое дело, что зрители сами не вполне понимают, чего они хотят на самом деле. Один раз Джорджу Мартину удалось их загипнотизировать и навязать придуманные им сюжеты. Удастся ли на этот раз?

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Михаил Горбачев: «человек из позавчера и послезавтра» Михаил Горбачев: «человек из позавчера и послезавтра»

Человек, который пришел к власти слишком поздно для своего времени

Эксперт
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Нитрид галлия идет на смену кремнию Нитрид галлия идет на смену кремнию

Самый совершенный в мире транзистор создают ученые из России

Эксперт
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Пролезть между струйками не получится Пролезть между струйками не получится

Казахстан не торопится поддержать Россию в санкционной войне с Западом

Эксперт
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
Разделяй и властвуй: делим дачный участок на зоны труда и отдыха Разделяй и властвуй: делим дачный участок на зоны труда и отдыха

Дача — это возможность отдохнуть от городской жизни

Караван историй
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
Орхидея отрастила «палец» для самоопыления Орхидея отрастила «палец» для самоопыления

Как орхидея адаптировалась к нехватке опылителей в темном подлеске

N+1
Герой любого времени Герой любого времени

Кирилл Кяро — о долге и ответственности перед людьми

OK!
Неспешно пили предки наши Неспешно пили предки наши

Медиевист Олег Воскобойников — о путешествии вина по истории мировой культуры

РБК
Загадка сфинкса на берегу залива Загадка сфинкса на берегу залива

О восстановлении усадьбы «Тихий берег» и разорванности семейной истории

Afternoon Seasons of life
Тень опричника Тень опричника

Как город Александров несколько раз оказался столицей

Weekend
Хорошо там, где нас нет? Хорошо там, где нас нет?

На смену синдрому FOMO пришел FOBI. Почему теперь мы вовсе не хотим вовлекаться?

Grazia
Как была устроена модная индустрия в СССР — отрывок из книги «Мода в стране дефицита» Как была устроена модная индустрия в СССР — отрывок из книги «Мода в стране дефицита»

Как в 1960–1980-х годах была устроена модная индустрия в СССР

СНОБ
Ученые: у будущих поколений мужчин пенис будет длиннее! И вот как это возможно Ученые: у будущих поколений мужчин пенис будет длиннее! И вот как это возможно

Как может измениться будущее мужской анатомии?

ТехИнсайдер
Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра

Как проходил эксперимент Мишеля Сифра и к каким он пришел выводам

ТехИнсайдер
Почитатели стихий Почитатели стихий

Как «лишний» первоэлемент меняет весь мир

Вокруг света
Глеб Калюжный: «Стал более разборчив в людях» Глеб Калюжный: «Стал более разборчив в людях»

Глеб Калюжный о планах на будущее и переменах в личной жизни

VOICE
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
Картины, которые изменили живопись, но остались в тени Картины, которые изменили живопись, но остались в тени

Четыре неочевидные картины, которые повлияли на искусство

СНОБ
Ai-Da ИИ Ai-Da ИИ

Робот-вундеркинд или пустышка

Weekend
6 мифов о сексе, которые подрывают отношения 6 мифов о сексе, которые подрывают отношения

Самые популярные мифы, касающиеся секса

Psychologies
Открыть в приложении