До Владимира — час, до Нижнего — два

Высокоскоростное движение в Нижний Новгород можно успеть запустить к 2024 году

ЭкспертОбщество

До Владимира — час, до Нижнего — два

Проект РЖД по организации высокоскоростного сообщения между Москвой и Нижним Новгородом готов к реализации. Строительство магистрали позволит отработать технологические и финансово-экономические аспекты проекта для дальнейшего развития сети ВСМ

Сергей Кудияров

ВСМ до Нижнего Новгорода увеличит туристический потенциал города

В комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, утвержденный правительством осенью прошлого года, вошел один проект строительства железнодорожной высокоскоростной магистрали (ВСМ) — линия Москва — Нижний Новгород.

Эта трасса протяженностью 408 км рассматривается как первый этап проекта строительства более протяженной линии ВСМ Москва — Казань (790 км) с перспективой дальнейшего продления до Екатеринбурга и стыковки с перспективной линией ВСМ Екатеринбург — Челябинск.

Строительство ВСМ Москва — Казань обсуждалось несколько лет. По первоначальным планам ее вообще предполагалось запустить к чемпионату мира по футболу 2018 года. Но согласования затянулись, строительные работы пока не начались. Тем не менее это единственный в России проект ВСМ, для пилотного участка которого уже утверждены технико-экономическая документация и финансовая модель. Если к строительству приступить немедленно, высокоскоростное движение до Нижнего Новгорода, считают эксперты, можно успеть запустить к 2024 году. Поэтому есть смысл рассмотреть этот проект подробнее.

Скоростной микс

ВСМ Москва — Нижний Новгород будет состоять из нескольких участков. Специальная выделенная линия, позволяющая следующим по ней высокоскоростным поездам развивать скорость до 400 км/ч (к слову, это будет прецедент для железных дорог с колеей 1520 мм), будет построена на 301-километровом отрезке от подмосковного Железнодорожного до станции Гороховец Владимирской области. На остальных участках РЖД модернизируют существующие пути, в результате чего скорость движения по ним тоже существенно увеличится — до 160 км/ч. В результате время в пути от Москвы до Владимира (199 км) составит чуть менее часа (56 минут), а до конечного пункта, Нижнего Новгорода, — два часа пять минут. Предельная интенсивность движения по трассе — 56 пар поездов в сутки.

Проект предусматривает создание на маршруте двух начально-конечных станций (Москва и Нижний Новгород), а кроме того, ряд станций промежуточных: Ногинск, Орехово-Зуево, Петушки, Владимир, Ковров, Гороховец, Дзержинск. В большинстве промежуточных станций планируется построить современные вокзальные комплексы.

Если в Москве и Нижнем Новгороде предполагается задействовать действующие вокзалы (Курский и Московский соответственно), то ряд промежуточных станций будет располагаться поодаль от «своих» городов. Например, станция Владимир расположится примерно в девяти километрах от города. Для остальных промежуточных станций ожидается удаление от городов на семь–десять километров.

Так принято прокладывать трассы ВСМ во всем мире. Этот опыт уже применялся и в Китае, и в европейских странах — транспортная доступность дает импульс к территориальному развитию. По трассе Москва — Казань для каждого из населенных пунктов предусмотрена своя программа развития — жилые кварталы, промышленные зоны, социальные и образовательные объекты. По мнению РЖД, вопросы гармонизации транспортной системы, доступности ВСМ для жителей в радиусе 50 — 70 км от остановочных пунктов должны быть проработаны региональными администрациями совместно с девелоперами проекта.

Экономика проекта

Совокупный объем финансирования строительства ВСМ Москва — Нижний Новгород составит 621,5 млрд рублей, из них собственно капитальные затраты — 529,8 млрд (остальное — затраты, не связанные непосредственно со стройкой, в частности, предусмотрены средства на обслуживание кредитов, которые будет привлекать концессионер). С учетом протяженности трассы выходит 1,52 млрд рублей на один километр пути, или чуть более 23 млн долларов по текущему курсу (в том числе удельный CAPEX — около 20 млн долларов), это очень неплохой показатель по мировым меркам. Например, в Китае капитальные затраты на сооружение линии Пекин — Шанхай составили примерно 27 млн долларов на километр пути, большинство европейских проектов в актуальных ценах стоят порядка 30 млн долларов за километр.

Порядка двух третей совокупных затрат должно прийтись непосредственно на строительство путей, в то время как вклад остальных компонентов, включая приобретение подвижного состава, по оценке разработчика проекта института Ленгипротранс, сравнительно невелик: 8% — на подвижной состав, 7% — на связь, по 6% — на инженерные сети и вокзалы, по 4% — на вспомогательные автодороги и депо.

В соответствии с Комплексным планом, государственная поддержка проекта в виде бюджетного гранта составит 200 млрд рублей. Еще 200 млрд — собственные средства РЖД, 138,7 млрд — собственные средства концессионера, 82,9 млрд — заемные средства концессионера.

В более раннем варианте проекта ВСМ Москва — Казань предполагалось, что 30% его стоимости покроет государственная субсидия, еще 31% — государственные же средства, правда, предоставляемые на возвратной основе, и 14% — кредиты под госгарантии. Таким образом, новая финансовая модель проекта в значительно большей степени полагается на частный капитал.

Но есть ли желающие участвовать в проекте?

«Частные инвесторы уже высказывали готовность участвовать в проектах ВСМ, — говорит вице-президент Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ) Павел Чистяков. — Крупный бизнес тоже готов вкладываться, представители РСПП заявляли об этом. Помимо этого есть банки, которые уже письменно подтверждали, что они готовы инвестировать деньги в проект. Более того, есть даже зарубежные страны, готовые стать инвесторами, что вообще является уникальным случаем в существующей политической обстановке. Подчеркну: ВСМ — чуть ли не единственный проект в транспортной инфраструктуре, куда вообще готовы вложиться инвесторы из зарубежных стран. Переговоры, в частности, проходили с немцами, китайцами, это политически выглядит очень выгодно».

Правда, пока дальше деклараций о намерениях дело не продвинулось.

На текущий момент финансовая модель проекта сбалансирована и выдерживает влияние расчетных стресс-тестов, таких как рост капитальных затрат на инфраструктуру до 10% и отклонение от прогнозного пассажиропотока в размере до 30%.

Президент России Владимир Путин в качестве условия предоставления бюджетного финансирования проектов ВСМ в России требовал достижения ими операционной эффективности, чтобы государству не пришлось субсидировать эксплуатацию линий. Для проекта ВСМ Москва — Нижний Новгород это условие выполняется. Операционная рентабельность перевозчика прогнозируется на уровне 4,1% в первые двадцать лет эксплуатации линии.

Должна «взлететь»

Эффект от ввода любой линии ВСМ складывается из нескольких составляющих. Во-первых, непосредственно доход от продажи билетов. Во-вторых, мультипликативные эффекты для строительства, машиностроения и других отраслей на этапе строительства. В-третьих, косвенные экономические эффекты, связанные с возникновением индуцированного магистралью дополнительного пассажиропотока и агломерационные эффекты.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Цена Идлиба Цена Идлиба

Анкара не способна дальше поддерживать боевиков на сопредельной территории

Эксперт, сентябрь'19
Кирилл Вышинский на свободе Кирилл Вышинский на свободе

28 августа на свободу вышел украинский и российский журналист Кирилл Вышинский

Русский репортер, сентябрь'19
Цифры Цифры

Количество самозанятых, траты на еду и штраф для наркобарона

Esquire, сентябрь'19
Тряпку в зубы Тряпку в зубы

Учителя заставляли Евгения Стычкина отмывать стену с матерными надписями

StarHit, июнь'19
Ретро ФМ Ретро ФМ

Марина Филиппова оформила дом 1970‑х годов в Тосканской деревне

AD, июль'19
Зачем музыканты становятся дизайнерами Зачем музыканты становятся дизайнерами

Чем работа над песней похожа на создание платья

Vogue, июнь'19
Между солнышком лесным и «Металликой» Между солнышком лесным и «Металликой»

Почему Ольга Чикина все еще боится выходить на сцену

Русский репортер, июнь'19
Куда поехать учиться серфингу этим летом Куда поехать учиться серфингу этим летом

Неочевидные направления с мягкими волнами и самыми терпеливыми инструкторами

Vogue, июнь'19
«Обсуждали каждый сантиметр каблука» «Обсуждали каждый сантиметр каблука»

Чиновникам нарисовали дресс-код

Огонёк, июнь'19
Выйти из себя Выйти из себя

О настоящем, где каждый может выбрать себе идентичность по вкусу

Esquire, июнь'19
Индустриализация по Маслоу Индустриализация по Маслоу

Индустриальные парки и ОЭЗ начали погружаться в специфику бизнеса предприятий

Эксперт, июнь'19
ЦБ лишает банки ипотечных излишков ЦБ лишает банки ипотечных излишков

Заемщикам в тяжелой ситуации регулятор предлагает прощать долги

РБК, июнь'19
«Не стремлюсь быть в тренде» «Не стремлюсь быть в тренде»

Денис Клявер влюбился всерьез и купил все автомобили, о которых мечтал в юности

OK!, июнь'19
Итоги World's 50 Best Restaurants: победа Mirazur и признание России Итоги World's 50 Best Restaurants: победа Mirazur и признание России

Огласили результаты престижной ресторанной премии World’s 50 Best Restaurants

РБК, июнь'19
Оксана Лаврентьева и Александр Цыпкин: «Мы встретились и больше не расставались» Оксана Лаврентьева и Александр Цыпкин: «Мы встретились и больше не расставались»

Оксана Лаврентьева и Александр Цыпкин ответили на вопросы подписчиков блога

Grazia, июнь'19
Город мечты Город мечты

Открывая для себя Австралию, имеет смысл выбрать для первой высадки Мельбурн

National Geographic Traveler, июнь'19
Будущие фильмы Marvel. Надежные инсайдеры и участники выдают первые секреты Будущие фильмы Marvel. Надежные инсайдеры и участники выдают первые секреты

Давай разбираться, что будет в так называемой четвертой фазе Marvel

Maxim, июнь'19
«Уралсиб» потерял санатора «Уралсиб» потерял санатора

Чем запомнился Владимир Коган

РБК, июнь'19
Молчание — знак согласия Молчание — знак согласия

Способ справиться с лихорадкой большого города

Vogue, июль'19
Lada Granta Cross Lada Granta Cross

Маска, мы тебя знали как модель Lada Kalina Cross

Quattroruote, июль'19
Программа «Бремя» Программа «Бремя»

Частные развлекательные телеканалы могут получить субсидии

РБК, июнь'19
Бог мелочей Бог мелочей

Испания очень разная. Это и делает путешествие особенно привлекательным

Psychologies, июль'19
Сергей Жуков: «Бываю дома два раза в месяц» Сергей Жуков: «Бываю дома два раза в месяц»

Певец и его супруга Регина о детях-трудоголиках и миллионных доходах

StarHit, июнь'19
Почему нужно ехать на выставку Марка Ротко в Вену Почему нужно ехать на выставку Марка Ротко в Вену

Журналистка Елена Стафьева побывала на венской выставке Марка Ротко

РБК, июнь'19
Что там у нас происходит Что там у нас происходит

Политический кризис в Грузии обусловлен внутренней политической повесткой

Огонёк, июль'19
Сезон охоты Сезон охоты

Шанс найти хорошую работу есть даже в разгар отпускного сезона

Лиза, июнь'19

Take That решились собраться втроем, чтобы напомнить о себе и своих старых хитах

Playboy, июнь'19
Война в Африке Война в Африке

С огромным трудом британцам удалось остановить немецкие войска в Северной Африке

Дилетант, июль'19
Минфин вдвое перевыполнил план займов Минфин вдвое перевыполнил план займов

Почему возрос спрос инвесторов на российские ценные бумаги

РБК, июнь'19
41 миллиард не долетел 41 миллиард не долетел

Эксперты «Петромаркета» подсчитали возможный объем поддержки авиаперевозчиков

РБК, июнь'19