Последний звонок? Cпоры о третьей амнистии капиталов
В субботу, 1 июня, начался новый третий этап амнистии капиталов. Тем временем юристы продолжают дискуссию о том, как лучше воспользоваться предоставленными возможностями и к каким последствиям может привести репатриация капиталов.
Третий этап амнистии капиталов формально стартовал в субботу, 1 июня, однако из-за выходных прием деклараций начался только в понедельник. Очередной этап продлится девять месяцев — достаточный по всем понятиям срок, при том что еще один лишний день в феврале подарит нам високосный 2020 год.
Forbes неоднократно писал как о ходе предыдущих этапов, так и о предстоящем продлении, и сейчас самое время разобраться, к каким мыслям и тезисам относительно грядущей третьей амнистии следует относиться критически, заочно поспорив с авторами предыдущих публикаций. С большинством авторов мне случилось лично общаться ранее, так что надеюсь на продолжение очной дискуссии на очередном профессиональном форуме.
Интрига заключается также в том, что, несколько неожиданно для всех, к моменту окончательного подписания законов в них были внесены существенные изменения.
Ограничения третьего этапа
Первое, что отмечают многие мои коллеги: даже предыдущий второй этап не был таким масштабным, как можно было ожидать по обилию рекламы консалтинговых агентств, а также по очередям и в районных инспекциях, и в Центральном аппарате ФНС, особенно к концу февраля. Третий этап будет, скорее всего, гораздо менее массовым. Как справедливо заметил Виктор Калгинв статье Третья попытка: потекут ли деньги в «российские офшоры», «ожидать массовой популярности САР в целом и третьей кампании в частности пока не приходится: ограничения по участию в новой амнистии для многих бизнесменов слишком высоки».
Эту же мысль развивает Николай Варгасов в статье «Третья волна: поможет ли очередная амнистия капиталов вернуть деньги в Россию». Согласен с автором: требование перевода компаний в специальные административные районы «существенно сужает круг потенциальных интересантов». Но, на мой взгляд, причина вовсе не в том, что «российская банковская система объективно не может составить конкуренцию ведущим банкам Европы и мира» или «инфраструктура островов Русский и Октябрьский также не готова к принятию бизнеса, привыкшего к высокому качеству международных сервис-провайдеров».
На самом деле владельцам офшорных компаний сейчас не до жиру: ведущие западные банки хоть и надежны, но ведут себя так, что российские бизнесы готовы уже открывать счета в Казахстане, Киргизии, и даже Монголии, да и инфраструктура на BVI и в других юрисдикциях, где приняты новые законы о существенном присутствии (сабстанс), выглядит не столь привлекательной, как ранее.
Причины же, препятствующие переводу иностранных компаний в САР, на мой взгляд, более прозаические: достаточно высокая планка входа (50 миллионов рублей), и, главное, искусственное ограничение круга участников только компаниями из государств-членов FATF или Манивэл.
Нужна ли очередная амнистия? Для чего? Для кого?
Здесь мои коллеги тоже более или менее единодушны: третий этап, скорее всего, задумывался в качестве ответа на усиливающиеся антироссийские санкции и ориентирован на достаточно узкий круг лиц, если не сказать, что вообще на точечно на определенных конкретных бенефициаров. Хотя и «обычные» долларовые миллионеры тоже смогут воспользоваться, конечно. Почему миллионеры? Опять же из-за ограничений на минимальные инвестиции в действующей редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ «О международных компаниях».