«Верность» Нигины Сайфуллаевой: первый российский эротический фильм здорового человека
И главный претендент на Гран-при «Кинотавра»
Лена (Евгения Громова) однажды видит несколько сообщений на заблокированном экране телефона Сережи (Александр Паль) и понимает, что муж ей изменяет. Понимая всю бесперспективность разговора «было/не было», но и не будучи в состоянии перестать на эту тему обсессировать, Лена сначала ищет доказательств, а потом интуитивно решает «уменьшить Сережину] значимость» – выходит, что для этого нужно переспать с кем-то еще. В обыкновенном российском фильме такая завязка вела бы к долгим поискам героиней секса, а в финале – к слезному отказу от него, но «Верность» устроена сложнее: это фильм, не унижающий своего зрителя ложной рефлексией там, где есть место для рефлексии подлинной. Найти партнера на одну ночь для Лены проблема куда меньшая (и с практической, и с этической точки зрения), чем разобраться в том, что она чувствует и как устроена. Дополнительная ирония заключена в том, что героиня работает гинекологом, а значит чисто технически про внутреннее устройство женщины знает все. Так вроде бы все понятно, а на самом деле не очень.
То, что сделала в «Верности» режиссер Нигина Сайфуллаева, – на самом деле тихая революция. Сексуальная, конечно. В русском мире, где очень много духовности, зато взрослые люди с трудом выговаривают слово «презерватив», секс в кино бывает двух видов: стыдливо-глянцевый, так же мало напоминающий настоящий, как скажем, мало напоминает кровь синяя жидкость из рекламы прокладок, и куда более реалистический «секс с ментом» («Груз 200», «Портрет в сумерках») – тут все как раз очень правдоподобно, это