При общем снижении продаж автомобилей наблюдается их нехватка в салонах

ЭкспертАвто

Дефицит на фоне падения

На российском автомобильном рынке сформировалась парадоксальная ситуация: при общем снижении продаж здесь наблюдается острая нехватка «живых» машин в салонах. В дефиците виноваты карантинная приостановка работы заводов, заниженные прогнозы спроса, а также осторожность дилеров и импортеров

Алексей Грамматчиков

Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

«В Саратове скупили все стоимостью до полутора миллионов рублей! Выбора из моделей и комплектаций нет, ближайшие поставки неизвестны. Говорят, берите то, что есть, или соглашайтесь на дикие условия по обязательному дополнительному оборудованию у дилеров. Это краткое описание двухнедельного поиска новой бюджетной машины для семьи». Подобные сообщения сейчас широко распространены на интернет-форумах: покупатели, которые ищут себе машину, сталкиваются с острой нехваткой самых популярных моделей и комплектаций. Маркетологи недоумевают: обычно, когда рынок сжимается, на нем происходит затоваривание. Но это правило сейчас не работает для российского авторынка: общие продажи на нем сокращаются, но при этом «живых» машин не хватает.

Курс рубля подстегнул рост

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам первых трех кварталов текущего года продажи новых автомобилей в России в среднем сократились на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, опустившись до 1,094 млн единиц. В падении спроса виновата прежде всего пандемия, хотя авторынку стало нездоровиться еще до распространения коронавируса: после двухлетнего набора скорости в 2017 и 2018 годах в прошлом году продажи просели на 2,3%, до 1,75 млн машин (см. график 1). Но в настоящую аварийную ситуацию авторынок попал с введением локдауна, когда весной на двери дилерских магазинов был повешен замок. В результате в апреле рынок рухнул на беспрецедентные 72%, в мае — на 52%, а июнь принес отрицательный результат в минус 15%. Зато позже из-за отложенного спроса продажи вновь поехали вверх: в июле спрос вырос на 7%, в августе остался стабильным (плюс 0,5%), а сентябрь опять порадовал приростом на 3,4% (см. график 2).

Участники рынка убеждены, что в первую очередь рост спроса подстегивается ослаблением рубля: за падением курса национальной валюты следует неизбежный рост цен. «Восстановление спроса на автомобили — это стандартное изменение потребительского поведения в условиях резкой девальвации рубля, — говорит Евгений Миронюк, аналитик инвестиционной компании “Фридом финанс”. — Ожидание резкого удорожания импортных, а также отечественных автомобилей ситуативно увеличивает спрос».

Опасения потребителей, что завтра автомобили будут стоить заметно дороже, чем сегодня, вполне оправданны: цены на новые машины растут буквально на глазах. По данным аналитической компании «Автостат», более 20 автомобильных брендов в сентябре подняли цены на свою продукцию. Например, с 1 октября на 2–3%, или на 10–13 тыс. рублей, подорожал в среднем весь модельный ряд Lada. За последний месяц двух-трехпроцентную прибавку к стоимости получили также все автомобили марок Subaru, Opel, Genesis, на 2% подорожали некоторые модели Mazda, на 5% — BMW, на 4% — Mercedes-Benz. «В сентябре из-за падения курса рубля 22 компании повысили цены на автомобили в России. А к концу года стоимость некоторых моделей может увеличиться на 8–10 процентов», — предупреждает Денис Петрунин, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр».

Дополнительно на мотивацию «успеть в автосалон до подорожания» влияет и то, что из-за карантина многие покупатели не поехали отдыхать на море, у них высвободились дополнительные средства, которые они готовы потратить на приобретение автомобиля. Еще одним стимулом спроса сейчас является развитие автокредитования: снижение ключевой ставки ЦБ позволило сделать автокредиты доступнее. Как сообщает «Автостат» со ссылкой на данные 20 ведущих банков, в сентябре этого года объем выданных автомобильных кредитов в России вырос на 7% по сравнению с сентябрем 2019-го. Подхлестывает продажи и государство: летом власти перезапустили программы стимулирования продаж «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль», участники которых могут получить порядка 10% скидки на автомобили российской сборки. По некоторым оценкам, в общей сложности до конца текущего года из бюджета на льготные программы будет выделено 33 млрд рублей. «В начале пандемии мы предполагали, что авторынок будет драматически снижаться, однако сейчас мы видим улучшение ситуации, — констатирует Андрей Каменский, директор по маркетингу автомобильной группы “Авилон”. — Поэтому сейчас можно говорить о стабилизации динамики продаж, причиной которой послужил отложенный спрос. Многие сейчас приняли решение не откладывать покупку, особенно в связи с колебаниями курса рубля».

В порядке очереди

Оживление спроса привело к дефициту предложения, которого автодилеры не видели со времен «тучных» 2000-х: сразу же уехать из автосалона на приглянувшейся машине сейчас непростая задача — приходится записываться в лист ожидания почти на все ходовые модели популярных марок. «Мы наблюдаем дефицит ряда моделей таких брендов, как Hyundai, Volkswagen, Mercedes, BMW, Audi, Jaguar Land Rover, Cadillac, Chevrolet», — признается Андрей Каменский.

Если говорить конкретнее, то, например, в дефиците сейчас такие модели, как Kia Rio и Cerato. На срок до нескольких месяцев растягиваются очередь на самый популярный кроссовер в России Hyundai Creta, есть сложности с наличием Volkswagen Touareg, Teramont и Multivan, дилеры BMW отмечают острый дефицит моделей 3-й серии, а также кроссоверов X5 и X6. Непросто найти в наличии кроссоверы Audi Q3 и Q8. В Санкт-Петербурге и других городах дилеры жалуются на дефицит ходовых моделей Lada — Vesta и Niva. В салонах Porsche нет, например, купе 911, а также Cayman и Boxter.

Главной причиной нехватки машин участники рынка называют сбои в работе автомобильных предприятий весной во время карантина. «Дефицит новых автомобилей образовался по причине сокращения производства и поставок в Россию в начале пандемии, — объясняет Андрей Каменский. — Мы ждем нормализации поставок, возможно, они стабилизируются к концу года».

Впрочем, к причинам автомобильного дефицита стоит отнести и осторожность самих дилеров. В условиях пандемии и экономической неопределенности многие из них перестраховываются и предпочитают заказывать для продажи меньшее количество автомобилей. К тому же некоторые дилеры и автопроизводители явно просчитались с планированием: весной многие поддались эмоциям и ожидали, что покупательский спрос совсем ляжет на дно, чего на самом деле не произошло. «Закупку новых автомобилей у производителей дилеры сейчас делают осторожно, предполагая, что цены существенно поднимутся и реализация будет затруднена, таким образом провоцируется локальный дефицит новых авто», — указывает Евгений Миронюк.

Увы, неточный прогноз и нехватка машин сильно бьет по дилерам и другим участникам рынка, которые из-за пандемии и так оказались в непростой ситуации, а сейчас теряют возможность поправить свое положение. Хотя некоторые продавцы пытаются воспользоваться ситуацией: на ходовые модели, спрос на которые превышает предложение, они навешивают «допы» — дополнительное оборудование, которое предлагается по завышенной цене, например парктроники, сигнализацию, пластиковые обвесы. С таким недобросовестным поведением пытаются бороться производители и профильные ассоциации, однако и те и другие неформально признают, что контролировать такие нарушения сложно.

Китайское наступление

Что касается игроков, удачливых и не очень, то в составе лидеров авторынка особых перестановок не наблюдается: по-прежнему на первом месте с большим отрывом российский бренд Lada (продажи за январь–сентябрь — 227 тыс. машин), за которым следуют корейцы Kia (139 тыс.) и Hyundai (114 тыс.), а далее французская марка Renault (88 тыс.) и немецкая Volkswagen (70 тыс.).

По динамике изменений за последний месяц обращает на себя внимание скачок продаж у компании koda (+31% в сентябре до 9600 штук), что участники рынка объясняют как раз тем, что этот производитель одним из первых успешно решил проблему нехватки машин и такие ходовые модели марки, как Karoq, Kodiaq, а также недавно обновленный Rapid, в сентябре в спешном порядке были доставлены в нужном количестве дилерам.

Фото: Алексей Грамматчиков

Одновременно среди растущих брендов особое внимание продолжают обращать на себя китайцы: разгон спроса в России на автомобили из КНР сейчас весьма внушительный, в сентябре большой прирост продаж демонстрировали все основные китайские марки: Geely, Chery, Haval, Changan, FAW. Рост продаж по разным маркам составил от 21 до 230%.

Успех китайцев объясняется тем, что цены на их автомобили остаются более доступными, чем у других автомобильных брендов, а в условиях падения покупательской способности это важно. При этом качество китайских машин в последнее время заметно растет. Совокупность этих факторов уже позволяет китайским компаниям играть заметную роль в общих продажах — например, самая успешная из них, Geely, в сентябре поднялась на 12-ю строчку в списке самых продаваемых марок в России, при том что год назад она занимала только 23-е место. «Высокие цифры прироста китайских брендов связаны с эффектом низкой базы, - комментирует Михаил Ерцев, операционный директор розничной сети автомобилей с пробегом Automama. — При этом, например, у Geely и у Chery в 2020 году существенно обновился модельный ряд. Серьезной силой на рынке также становится бренд Haval: популярность этой компании обусловлена локализацией производства в Тульской области, разумной ценовой политикой и широким модельным рядом современных кроссоверов».

Ну а в минусе сейчас, в частности, оказались японские автомобильные компании (см. таблицу). «Mitsubishi и Mazda в России уже несколько лет имеют сокращенный модельный ряд. И если в случае Mazda еще можно говорить о современном модельном ряде за счет достаточно свежих CX-5 и CX-9, то Mitsubishi уже давно нечего предложить требовательному покупателю: четырнадцатилетний флагман Pajero снят с продаж, а бестселлеру Outlander уже девять лет, — продолжает Михаил Ерцев. — Ну а падение продаж Toyota выглядит необычно, и скорее всего оно связано с пересмотром модельного ряда и ценовой политикой в отношении некоторых моделей».

Снять розовые очки

Ажиотаж, дефицит, рост спроса на авторынке — это, конечно, хорошо. Но насколько долго все это будет продолжаться? Тем, кто слишком воодушевлен повышенной активностью на рынке, наблюдатели предлагают все же снять розовые очки: покупательская способность падает, общая экономическая ситуация не становится лучше, неопределенность с пандемией остается, и все это не лучшим образом сказывается на планировании такой крупной покупки, как автомобиль. Так что, скорее всего, вслед за нынешним всплеском спроса российский авторынок продолжит движение вниз.

Хотя нынешняя обстановка все же поубавила пессимизма: если весной участники рынка прогнозировали сокращение продаж на 30–50%, то сейчас, например, по предположению Томаса Штерцеля, председателя комитета автопроизводителей АЕБ, рынок по итогам текущего года сократится всего на 13,5%, до 1,55 млн единиц. Впрочем, автодилеры предполагают, что это слишком позитивный настрой и провал может быть поглубже — 20% и более. «В октябре–ноябре ажиотаж в дилерских центрах продолжится, — прогнозирует Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto. — Опасаясь повышения цен на новые авто и отмены новогодних скидок от производителей, россияне будут приобретать автомобили осенью. В декабре продажи снизятся, и по итогам года рынок сократится на 25–30 процентов».

«Ажиотаж у дилеров продлится еще в октябре–ноябре, в декабре спрос на новые автомобили будет снижаться, - соглашается Денис Петрунин. — Отложенный спрос за апрель–май уже исчерпан, и сейчас трафик в дилерские центры привлекает нестабильность рубля и ожидающийся рост цен. Несмотря на положительную динамику продаж в июле, августе и сентябре, по итогам года российский авторынок потеряет 15–20 процентов объема. А в случае повторения ситуации с пандемией некоторые автопроизводители могут снова приостановить свою деятельность, в связи с чем дефицит новых автомобилей может наблюдаться и в первом квартале 2021 года».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ленин Бессмертный Ленин Бессмертный

Ленин жил! Ленин — жив! Ленин будет жить!

Дилетант
Победа цинизма над здравым смыслом Победа цинизма над здравым смыслом

Известные американские социологи — об угрозе воукеров и квиров

Эксперт
«Неправильные» аресты и темное прошлое Фургала «Неправильные» аресты и темное прошлое Фургала

Почему активизировались силовые структуры и как отреагирует система власти

Эксперт
Голос в коридоре Голос в коридоре

«Обыкновенная история» — дебютный и, наверное, лучший роман Ивана Гончарова

Полка
Автонекомплект Автонекомплект

К чему привело увлечение промышленной сборкой иностранных автомобилей

Эксперт
6 пищевых добавок, которые не так вредны, как многие думают 6 пищевых добавок, которые не так вредны, как многие думают

Пищевые добавки стали чуть ли не врагами народа. Но не все из них опасны

Лиза
Правилам нужна правка Правилам нужна правка

Россия встраивается в мировую экологическую повестку

Эксперт
Бегунок Бегунок

Кирилл сбегал из детского дома в жару и лютый мороз

СНОБ
«Дом.РФ» нацелился на розницу «Дом.РФ» нацелился на розницу

Банк «Дом.РФ» активизировал свою экспансию на розничном направлении

Эксперт
Автопутешествие: как подготовить машину, что взять, как сэкономить Автопутешествие: как подготовить машину, что взять, как сэкономить

Как подготовить машину к дальней дороге, можно ли сэкономить в такой поездке

РБК
3 урока, которые я извлек из 10 лет психотерапии 3 урока, которые я извлек из 10 лет психотерапии

К каким открытиям может привести психотерапия?

Psychologies
Великий недогерой Великий недогерой

Ксения Рождественская о французском актере Жане-Луи Трентиньяне

Weekend
Заново пережить травму: что такое триггеры и как они работают Заново пережить травму: что такое триггеры и как они работают

Что такое психологические триггеры, какими они бывают, как работают

Forbes
400 лет спустя: управляемое ИИ судно повторило маршрут корабля пилигримов Mayflower 400 лет спустя: управляемое ИИ судно повторило маршрут корабля пилигримов Mayflower

Механическое судно повторяет путь корабля Mayflower

Вокруг света
История одной картины: «Иван Грозный и сын его Иван» История одной картины: «Иван Грозный и сын его Иван»

Почему с самого начала картина Репина вызывала такие бурные чувства

Arzamas
Разрыв сердца: как жил, пел, любил и погиб главный краш всех девчонок СССР Юра Шатунов Разрыв сердца: как жил, пел, любил и погиб главный краш всех девчонок СССР Юра Шатунов

Какой была короткая, но яркая жизнь Юры Шатунова

The Voicemag
«И темнота твоя мне одному совсем, совсем ни к чему»: памяти Юрия Шатунова «И темнота твоя мне одному совсем, совсем ни к чему»: памяти Юрия Шатунова

Феномен суперзвезды 80-х — Юры Шатунова

Правила жизни
Далеко в горах Карачаево-Черкесии: 3 маршрута к живописным Софийским озерам Далеко в горах Карачаево-Черкесии: 3 маршрута к живописным Софийским озерам

Ни один объектив не передаст всех красок этих мест — там лучше побывать самому

Вокруг света
Акрофобия: откуда берется страх высоты и как его побороть Акрофобия: откуда берется страх высоты и как его побороть

Рассказываем, что такое акрофобия, откуда она берется и как ее вылечить

РБК
Екатерина и Елена Поповы Екатерина и Елена Поповы

Сестры-бизнецы Поповы вручную создают киберкукол

Собака.ru
Анна Виленская Анна Виленская

Визионер музыковедения Анна Виленская — о том, как мы меняемся вместе с музыкой

Собака.ru
«Дорого заплатила за опыт»: как Василиса Волкова ушла из банка и стала ресторатором «Дорого заплатила за опыт»: как Василиса Волкова ушла из банка и стала ресторатором

Основательница S.I.D.R Group о том, как меняется гастрономический маркетинг

Forbes
Почему болит живот при овуляции: 4 основные причины и способы лечения Почему болит живот при овуляции: 4 основные причины и способы лечения

Почему возникают болевые ощущения во время овуляции?

The Voicemag
Праздник от нас уходит. Вспоминаем историю Coca-Cola, свернувшую бизнес в России Праздник от нас уходит. Вспоминаем историю Coca-Cola, свернувшую бизнес в России

Почему Coca-Cola стала символом свободы и прогресса

Inc.
Для чего древние цивилизации использовали календари? 5 невероятных фактов о времени Для чего древние цивилизации использовали календари? 5 невероятных фактов о времени

Факты, связанные со временем, которые вы точно не знали

TechInsider
Как устроен Первый Университетский лицей им. Лобачевского Как устроен Первый Университетский лицей им. Лобачевского

Как появилась идея образовательного центра для талантливых детей из регионов

РБК
Нетворкинг и устойчивость: кому нужны специальные женские программы MBA Нетворкинг и устойчивость: кому нужны специальные женские программы MBA

Женщины стали чаще получать степень MBA

Forbes
Этикетка для виртуальной реальности: кому в метавселенной жить хорошо Этикетка для виртуальной реальности: кому в метавселенной жить хорошо

В метавселенной хорошо живется тем, кто этот факт осознает и делает выводы

Forbes
Казахстан проголосовал за мягкую либерализацию Казахстан проголосовал за мягкую либерализацию

Конституция Казахстана будет меняться уже в шестой раз

Эксперт
Хороший босс в плохие времена. Как управлять людьми, когда в воздухе витает страх Хороший босс в плохие времена. Как управлять людьми, когда в воздухе витает страх

Отрывок из сборника статей «Управление во время кризиса»

Inc.
Открыть в приложении