Среди военнопленных Первой мировой войны одна категория людей оказалась забыта

Знание – силаИстория

Африканские пленные Первой мировой

Александр Волков

Военнопленные из Африки и Азии в немецком лагере Вюнсдорф. Июнь 1917. На фотографии: уроженцы Сенегала, Новой Гвинеи, Сомали, Туниса, Аннама (Северного Вьетнама), Судана и Дагомеи (Бенина)

Среди военнопленных Первой мировой войны одна категория людей оказалась надолго забыта. Интерес к ним пробудился лишь в последнюю четверть века с появления во Франции двух книг, где само слово «забытые» было вынесено в заголовок (A. Becker: «Oubliés de la Grande Guerre. Humanitaire et Culture de Guerre 1914—1918», 1998; O. Abbal. «Soldats oubliés. Les prisonniers de guerre français», 2001). Кто же они, эти «забытые солдаты», «забытые Великой войны»? Речь идет об африканских солдатах, служивших в армиях своих колониальных держав, а также об африканских солдатах, попавших в те годы в плен.

Нашествие варваров

Число пленных в годы Первой мировой войны было беспримерно велико. За эти четыре года в плену перебывало около восьми миллионов человек. Последние из них вернулись домой только в 1922 году.

Тут весьма кстати оказался недавний опыт строительства концентрационных лагерей в Южной Африке в годы англо‑бурской войны. Теперь концлагеря стали оборудовать все, кто еще недавно осуждал «преступный британский опыт».

Как писал французский историк Одон Аббал в очерке «Пленные Великой войны», «с началом этой войны начинается век лагерей» (O. Abbal. «Les Prisonniers de la Grande Guerre», 1987). Именно в Первую мировую войну была создана первая глобальная система концлагерей.

За четыре года войны немцы взяли в плен примерно 600 тысяч французских солдат. «Статистика, впрочем, очень неточна; споры по‑прежнему ведутся и вокруг количества военнопленных, умерших в лагерях» (O. Ab­bal, 1987).

Как отмечает немецкий африканист Янош Риш в статье «Африканские военнопленные в немецких лагерях в годы Первой мировой войны», «к сожалению, мы не располагаем ни точной статистикой относительно числа африканских пленных, ни их общим числом, ни количеством африканцев, содержавшихся в отдельных лагерях» (J. Riesz. «Afrikanische Kriegsgefangene in deutschen Lagern während des Ersten Weltkriegs», 2012).

И это касается не только африканцев. Сто лет назад общество интересовалось, прежде всего, ходом войны и ее итогом, а не судьбами отдельных людей, попавших в плен. Их судьбы были негероическими, и этим всё сказано. Вот как комментировал это равнодушие общества Одон Аббал, давно занимающийся данной темой:

«Общественное мнение страстно следило за боевыми действиями, с пристальным вниманием наблюдало за ходом переговоров в Версале и горячо интересовалось вопросами репараций. А вот вопрос о пленных был далеко не первоочередным» (O. Abbal, 1987).

Пленные интересовали разве что победителей – тех, кто взял их в плен. На официальных фотографиях эти толпы растерянных, понурых людей за проволочными ограждениями были свидетельством трофеев «наших солдат», «наших немецких мальчиков». Они предвещали скорый разгром врага, показывали, что враг не страшен, а жалок. Он не уйдет от справедливого наказания.

Так что в разгар Великой войны пленные нужны были, если не считать их родных, только пропагандистам, которые обвиняли противника в варварстве, в бесчеловечном отношении к людям, попавшим в плен. Каждая из воюющих сторон старалась обвинить противников в том, что те плохо обращаются с пленными, которые содержатся в их лагерях.

«Начиная с 1915 года, французские газеты постоянно сообщали о зверствах, творимых немцами, и называли лагерь Виттенберг в Саксонии "городом мертвых"» (O. Abbal, 1987).

Немецкие пропагандисты отвечали столь же агрессивно, обвиняя страны Антанты во всех мыслимых грехах. Все четыре года войны пленные, содержавшиеся в лагерях по обе стороны фронта, служили «спусковым крючком ненависти» и средством сплочения своего народа. Газетчики разных стран твердили: «Посмотрите, как враги относятся к нашим пленным! Мы должны их за это жестоко наказать!»

Вопрос о судьбе военнопленных осложнялся тем, что он включал в себя еще и «расовый вопрос». Французское правительство, чтобы пополнить армию, приняло решение использовать на фронте воинские части, составленные из уроженцев своих колоний, то есть «цветные воинские части». В Германии это сразу вызвало возмущение.

Французский историк Жан‑Ив Ле Наур пишет в книге «Черный позор. Франция и французские колониальные войска, 1914—1945», что немецкие власти даже апеллировали к мировому сообществу: «Имеет ли право колониальная держава использовать "туземные" войска против белого "высокоцивилизованного" народа?» (J.­Y. Le Naour: «La honte noir. L’Allemagne et les troupes coloniales françaises», 1914—1945», 2003). В ответ французы ссылались на равенство рас и утверждали, что это они защищают цивилизацию и борются «против немецкого насилия и варварства».

В свою очередь, немцы протестовали «против жестокости, творимой колониальными войсками на поле сражения». Они обвиняли французов в «предательстве белой расы, в том, что Grande Nation (Великая нация. – А. В.) опустилась на одну ступень с дикарями и варварами». И хотя численность колониальных частей составляла всего 3–4% от общей численности французской армии, само их присутствие на линии фронта разжигало споры о «цивилизации» и «варварстве» (J.­Y. Le Naour, 2003).

Африканские солдаты, втянутые в европейскую войну

Цвет лагерей

Уже в первые месяцы Великой войны в немецких лагерях для военнопленных оказалось неожиданно много «цветных» солдат. Начиная с 1915 года, в Германии регулярно издаются брошюры и памфлеты, обвиняющие англичан и французов в «нарушении правил цивилизованной войны», в использовании колониальных частей.

Вот одна из таких брошюр: «Цветные вспомогательные народы англичан и французов». Ее автор, юрист Ханс Форст, на двадцати страницах стремился доказать, что использование «нецивилизованных» народов в европейской войне грубо попирает международное право и нарушает ряд договоров, заключенных европейскими странами в канун войны.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Оправдываться не следует» «Оправдываться не следует»

Андропов был зол на тупоголовых генералов, совсем не думающих о большой политике

Дилетант
Без сна Без сна

Инструкция к идеальной ночи

Men Today
Керосиновая история Керосиновая история

Жизнь в послевоенном социализме делится на «время керосина» и «время газа»

Знание – сила
«Нельзя быть безразличным к своей профессии» «Нельзя быть безразличным к своей профессии»

Энолог винодельни «СоберБаш» о важности рейтингов и выборе профессии

РБК
Небывалый Небывалый

Об Эдуарде Лимонове – о его жизни, о годах, прошедших в борьбе с болезнью

Esquire
Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке» Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке»

Беседа с Ираклием Квирикадзе о грузинской кухне, рецептах и сценариях

Коллекция. Караван историй
Аппетиты к тратам Аппетиты к тратам

В январе ненефтегазовые доходы федерального бюджета выросли на 9%

Ведомости
Выбирайте выражения Выбирайте выражения

Какие фразы могут сильно усложнить вашему ребенку?

Лиза
Семь причин ломкости ногтей Семь причин ломкости ногтей

Неправильное питание, холод, недостаток гормонов: причины ломкости ногтей

Здоровье
Южный Урал — сказочный край России Южный Урал — сказочный край России

Давно мечтала я побывать на Урале и вот стою у ворот парка «Таганай»...

Знание – сила
Хочешь победить в конкуренции — считай! Хочешь победить в конкуренции — считай!

Суперкомпьютерная отрасль в нашей стране переживает не самые простые времена

Наука и жизнь
Евгения Громова: «Интересно жить свою жизнь – это уже поступок» Евгения Громова: «Интересно жить свою жизнь – это уже поступок»

Евгения Громова о смелости, режиссерском опыте и важности личных границ

VOICE
Я — сноб: арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов Я — сноб: арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов

Арт-директор Ruarts Катрин Борисов — о любви к российской фотографии и вине

СНОБ
Самый медленный лифт в Нью-Йорке Самый медленный лифт в Нью-Йорке

Предисловие Егора Мостовщикова к книге иконы «новой журналистики» Гэя Тализа

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Бродский и его окружение Бродский и его окружение

Размышляем о роли вина в жизни и поэзии Иосифа Бродского

РБК
Вообразим на троих Вообразим на троих

Автомобили в творчестве Кукрыниксов

Автопилот
10 крупных секс-скандалов шоу-бизнеса, не считая Пи Дидди 10 крупных секс-скандалов шоу-бизнеса, не считая Пи Дидди

Как звезды теряли свой моральный облик и к чему это приводило

Maxim
Служенье музам: как женщины строили карьеру в мире искусства и дизайна Служенье музам: как женщины строили карьеру в мире искусства и дизайна

Женщины, без которых бы не было целых художественных направлений и индустрий

Forbes
Творчество и суждения Творчество и суждения

Как Джонни Депп снял фильм об Амедео Модильяни — и немного о себе

Weekend
«“Майбахи” не нужны в лесу, по волчьему дерьму ездить можно и на вездеходе» «“Майбахи” не нужны в лесу, по волчьему дерьму ездить можно и на вездеходе»

Как иркутский предприниматель превратил свои детские хобби в большой бизнес

Монокль
Вячеслав Дусмухаметов: За этот сериал мы попадем в рай Вячеслав Дусмухаметов: За этот сериал мы попадем в рай

Продюсер Вячеслав Дусмухаметов — о производстве полнометражных фильмов

Ведомости
Не хочу, не буду! Не хочу, не буду!

Как отказаться от сладкого так, чтобы не сорваться уже через неделю

Лиза
Инна Ульянова: «Мы, женщины, любим обманываться» Инна Ульянова: «Мы, женщины, любим обманываться»

«Ее Маргарита Павловна чуть было не погубила всенародно любимый фильм»

Коллекция. Караван историй
Холодная элегантность Холодная элегантность

Обновление интерьера квартиры в современном стиле и элементами ар-деко

SALON-Interior
Почему у нас нет воспоминаний из младенчества? Вот что говорит наука: интересные факты! Почему у нас нет воспоминаний из младенчества? Вот что говорит наука: интересные факты!

Почему большинство людей не помнит событий до их 2-3-летнего возраста?

ТехИнсайдер
Вызов простоты Вызов простоты

Как решение абстрактной задачи угрожает всей экономике?

Вокруг света
Ванкель — движение по кругу Ванкель — движение по кругу

Как изобретался и развивался роторно-поршневой двигатель?

Наука и жизнь
Театр в Казани: агрессивно, бескомпромиссно Театр в Казани: агрессивно, бескомпромиссно

Здание театра Камала в Казани — проект редких амбиций и остроты архитектуры

Монокль
Из слоновой кости и дерева: как выглядели первые зубные протезы Из слоновой кости и дерева: как выглядели первые зубные протезы

Из чего были созданы первые зубные протезы и как их носили

ТехИнсайдер
Знакомство с сапиенсами Знакомство с сапиенсами

Что случилось же 50 тысяч лет назад? Интереснейшие находки в Денисовой пещере

Afternoon Seasons of life
Открыть в приложении