Что-то физики в почете
Почему все время растет дефицит высококвалифицированных кадров в промышленности и как работает новый механизм подготовки ИТР — передовые инженерные школы
Тренд на импортозамещение закономерно привел к дисбалансу на рынке труда. По данным HeadHunter, число вакансий инженеров стабильно растет на протяжении двух лет, только за первые два месяца 2023 года динамика составила почти 50%, тогда как число резюме в этой же сфере сократилось на 6%. В дальнейшем кривые спроса и предложения могут разойтись еще сильнее. В России примерно 460 тыс. промышленных предприятий, и значительная часть из них, от 10 до 100% в разных отраслях, лишились доступа к импортным технологиям, а значит, стали нуждаться в специалистах для выстраивания новых производственных процессов.
Быстро закрыть эту потребность не получается. Несмотря на то что рост спроса на ИТР был предсказуем и давно значился в стратегических планах (программа модернизации на основе инноваций была представлена в 2009 году, а разговоры о необходимости диверсификации экономики начались еще раньше), нынешняя ситуация с большой нехваткой «физиков» все равно оказалась форс-мажорной. Увеличение числа бюджетных мест на инженерные специальности в вузах не спасает. В 2022 году Минобрнауки РФ было вынуждено продлить сроки приемной кампании из-за недобора желающих поступать на технические факультеты; в 2023-м с большой долей вероятности произойдет то же самое. Число участников экзамена по профильной математике по сравнению с прошлым годом сократилось на 20 тыс. человек (с 302 тыс. до 282 тыс.), при том что численность населения в возрастной группе нынешних выпускников увеличилась вследствие подъема рождаемости в середине 2000-х. Учитывая, что чуть больше 20% выпускников ежегодно проваливают экзамен, необходимые баллы наберут порядка 226 тыс. человек, примерно на 20 тыс. человек меньше, чем требуется.
Обсуждая эту асимметрию, эксперты говорят о проблеме низкого качества преподавания математики и физики в школах, а также о снижении мотивации у современных молодых людей работать в реальной экономике на ответственных должностях: например, в радиоэлектронике, по данным Минпромторга РФ, остаются в профессии только пять процентов выпускников профильных факультетов.
Быстродействующих рецептов для решения проблемы дефицита инженеров пока не придумано. В апреле этого года парламент Татарстана внес в Госдуму РФ законопроект, в котором предложил обязать студентов-бюджетников отрабатывать три года по распределению, а в случае отказа — возмещать расходы государству на обучение. Однако эта инициатива, навеянная изданным в 1933 году Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР «Об улучшении использования молодых специалистов», с которого началось внедрение уже подзабытого механизма целевого распределения, была подвергнута критике со стороны профильного комитета и пока даже не принята к рассмотрению. Скажем честно: в экономике, в которой сочетаются разные формы собственности, у нее нет шансов.
Больше надежд возлагают на менее радикальные программы с отложенным эффектом. Мы уже писали (см. «Даешь стране технологии», «Эксперт» № 13 за 2023 год) о научно-образовательных центрах (НОЦ), работающих с 2018 года и призванных изменить ситуацию с кадрами в регионах. Сегодня рассмотрим еще один крупный федеральный проект — «Передовые инженерные школы» (ПИШ), который должен направлять студентов естественно-научных факультетов в инженерное русло и в дальнейшем на предприятия реального сектора. Этот новый тип ступени высшего образования утвержден совсем недавно, в апреле 2022 года. Он разработан Министерством науки и высшего образования РФ совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей и, соответственно, нацелен на решение общей для этих структур задачи — максимально возможной интеграции научно-образовательного и производственного процессов.
С июля по декабрь прошлого года на создание передовых инженерных школ было выделено 2,5 млрд рублей; финансирование распределялось на конкурсной основе в виде грантов в размере около 83 млн рублей каждый. Всего в конкурсе участвовало 90 ведущих университетов, поддержку получили 30 из них. Победители расположены в 15 регионах, во всех федеральных округах. Пул индустриальных партнеров представляют 40 крупных предприятий, которые специализируются на авиационной и ракетно-космической тематике, ядерной энергетике, биотехнологиях и сельском хозяйстве, машиностроении, химической промышленности, медицинском приборостроении, информационных технологиях. Среди них КамАЗ, «Роскосмос», «Алмаз-Антей», «Сибур», «Татнефть», «Газпром нефть», Объединенная двигателестроительная корпорация, Объединенная приборостроительная корпорация, «Ростех», «Росатом» и другие. Общий объем инвестиций корпоративного сектора в передовые инженерные школы в прошлом году превысил три миллиарда рублей.
Гарантии и бонусы
В вузе передовые инженерные школы стоят на одном уровне с факультетами, но представляют собой межфакультетские подразделения, в которых реализуются образовательные, научные и технологические программы. В отличие от классических факультетов, которые, как правило, являются монодисциплинарными, ПИШ по большей части нацелены на научно-технологическую повестку и создание востребованных продуктов. Образовательная функция школ состоит в обучении студентов не только инженерной теории, но и реальному созданию востребованных продуктов в профессиональных командах предприятий-партнеров.
В большинстве вузов ПИШ — это инженерная версия магистратуры. В школу поступают студенты, которые окончили бакалавриат по естественно-научным направлениям и намерены строить карьеру в высокотехнологичном производственном секторе. Во время обучения они получают необходимый инструментарий для предметной работы, цифровые навыки (программирование, методы ИИ), а также курсы, ориентированные на конкретную область деятельности, которые, как правило, читаются представителями партнерских компаний. Общим для всех магистратур ПИШ является сквозной курс системной инженерии. В некоторых вузах передовые инженерные школы представляют собой полноценные факультеты с программами бакалавриата, специалитета и магистратуры. Зачастую студенты ПИШ получают повышенные материальные бонусы. Например, «Ростсельмаш — партнер школы Донского государственного университета — выплачивает магистрантам стипендию в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей в месяц «в зависимости от успеваемости. Приезжим из других регионов оплачивается аренда квартиры либо предоставляется жилье в новом кампусе вуза.
Прикладная ориентация
В школах создаются центры компетенций (технологические платформы), где команды из вузов и индустрии ищут пути преодоления конкретных научно-технологических барьеров с целью развития своих инженерных направлений. Центры ориентированы на решение прикладных задач; их инфраструктура позволяет создавать линейки продуктов, которые компании-партнеры впоследствии будут выводить на рынок.
Например, в передовой инженерной школе Новосибирского государственного университета (НГУ) действуют пять техплатформ: биотехнологии, геофизика для нефтегазового сектора, космическое приборостроение, оптическая сенсорика, экология и вторичное использование сырья. В числе реализованных проектов — запуск на орбиту Земли спутника «Норби-2», создание платформы геофизического мониторинга на основе распределенных оптоволоконных датчиков и систем биоинформатики для генной инженерии.
В школе Университета ИТМО готовят к запуску в пилотное производство усилителей для строительства трансарктической подводной волоконно-оптической линии связи Мурманск — Владивосток, разрабатывают модель гирокресла для людей с ограниченными возможностями, датчики онлайн-мониторинга уровня глюкозы; а также спектрофотометры для «Татнефти» и волоконно-оптические фильтры для систем квантового распределения ключей по заказу РЖД.
В ПИШ МФТИ студенческие инженерные команды создают радиолокаторы, беспилотную авиацию, автономный транспорт. В школе «КиберАвтоТех» Казанского федерального университета — электромобили совместно с КамАЗом.
Каждая школа выбирает себе тематический профиль в зависимости от отраслевой принадлежности индустриального партнера. Из 22 направлений наиболее востребованными оказались «Авиационная и ракетно-космическая техника» и «Цифровые технологии (в них задействованы по четыре ПИШ), а также «Биология и биотехнологии в сельском хозяйстве», «Медицинское приборостроение», «Двигателестроение», «Искусственный интеллект и цифровые технологии» (по три ПИШ).
Лидерам — полмиллиарда
Для самих студентов обучение в передовых инженерных школах дает почти гарантированные перспективы трудоустройства после вуза. Предполагается, что большая часть из них останется работать в партнерских организациях, в которых они приобретали первые инженерные навыки и проходили внеучебную практику по линии школ. При этом обязательств перед индустриальными партнерами у выпускников не будет — это подготовка не целевая, а по взаимному интересу и свободному волеизъявлению сторон. Как отметил в беседе с «Экспертом» директор ПИШ НГУ Сергей Головин, студент во время учебы получит и необходимые предметные знания, и опыт работы в технологическом бизнесе и в дальнейшем может как встроиться в действующие проекты, так и инициировать собственные.
Первое полугодие работы ПИШ оценено профильным министерством со знаком «плюс», финансирование проекта на 2023 год выросло в четыре раза и превысило 10 млрд рублей. Гранты теперь будут распределяться не равномерно, а в зависимости от результатов работы школ. По словам министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, под результатами следует понимать «эффективность взаимодействия вузов с промышленными партнерами, то, как они подключают студентов к решению актуальных инженерных задач на производстве». В группу лидеров вошли ПИШ ИТМО, Санкт-Петербургского университета Петра Великого, Московского физико-технического института и Томского политехнического университета. Они получат гранты в сумме 514 млн рублей каждый. Во второй группе 20 вузов с финансированием по 348,221 млн рублей; в третьей — шесть вузов, которые получат по 182,440 млн рублей.
Уже известно, что программа передовых инженерных школ будет масштабирована и вскоре последует вторая волна отбора вузов для создания ПИШ. Сколько их всего потребуется — зависит от темпов реализации программ импортозамещения, а также от активности индустрии в освоении новых ниш, на которые в российском сегменте ввиду санкций не претендуют западные компании.
Мировые качели
В отечественной истории это уже третий виток подъема всеобщего интереса к инженерии. Первый случился почти сто лет назад, в пятилетку 1929–1933 годов, когда подготовка ИТР также была признана делом государственной важности; второй — в послевоенное время. Оба периода оказались продуктивными. До Великой Отечественной войны были созданы передовые для того времени гусеничный трактор СХТНЗ-НАТИ (в 1937 году удостоен гран-при Международной промышленной выставки в Париже), танк Т-34, штурмовик Ил-2, ламповые приемники «Рекорд», телевизоры с электронно-лучевой трубкой. В 1950-е годы — ракеты и первый искусственный спутник Земли; получивший гран-при всемирной выставки Expo в Брюсселе автомобиль ГАЗ-21 (первая «Волга»), отмеченные наградами той же выставки самолет Ту-114, автомобиль МАЗ-530, телевизор «Темп-3». А в 1959 году в «Литературной газете» было опубликовано ставшее вскоре знаменитым стихотворение Бориса Слуцкого «Физики и лирики» — отражение эпохи расцвета технокультуры, которая, кстати, тогда охватила весь мир, а не только СССР.
Сегодняшний «спрос на логарифмы» тоже не локальный, о серьезном дефиците инженерных кадров говорят в США, Великобритании, Германии и во всем Евросоюзе, и даже Китай, пока еще сохраняющий статус мировой фабрики, в 2022 году спешно запустил новый проект по «технической интеграции при подготовке кадров», который призван восполнить нехватку квалифицированных инженеров в промышленности. В ближайшие годы следует ожидать повсеместного взрывного роста инвестиций в инженерное образование и запуска мощных программ, стимулирующих приток свежих сил в индустрию. К этому подталкивают и раскрученное санкциями сегментирование технологических рынков, и ожидание обществом перехода промышленности к более экологичному и безопасному производству.
«Задача — трансформировать инженерное образование»
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков:
— Федеральный проект «Передовые инженерные школы» позволит не только подготовить необходимые для высокотехнологичных отраслей кадры, но и в целом трансформировать инженерное образование в стране. Каждая из школ выполняет две важные задачи, которые тесно связаны между собой. Первая — создание новых образовательных программ в вузах, повышение квалификации преподавателей, а также привлечение в вузы лучших практиков из индустрии. Вторая — решение конкретных задач для промышленных партнеров, участие которых стало одним из главных условий в создании передовых инженерных школ.
Бизнес всегда голосует не просто словами, а инвестициями. И объем софинансирования, привлеченного передовыми инженерными школами в 2022 году со стороны партнеров, составил 3,16 миллиарда рублей — это более чем в два раза превышает цифры, запланированные нашими университетами. По итогам оценки различных показателей эффективности Совет по грантам на оказание государственной поддержки создания и развития передовых инженерных школ определил финансирование на 2023 год, оно было увеличено в четыре раза и составило более 10 млрд рублей...
В обществе и со стороны государства есть запрос на инженеров нового формата, и мы считываем этот запрос. Минобрнауки России уделяет пристальное внимание каждой из 30 передовых инженерных школ как одному из инструментов, который позволит решить задачу подготовки инженеров для высокотехнологичных секторов экономики».
Инженерная школа ТУСУР: ставка на формирование проектных команд
Ключевая задача передовой инженерной школы — погружение студенческих команд в реальную проектную деятельность.
Передовая инженерная школа Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) ориентирована на подготовку специалистов и проектных команд в области электроники, приборостроения и телекоммуникационных технологий. О подготовке элитных инженеров и коллаборации с крупными российскими предприятиями «Эксперту» рассказал руководитель ПИШ Антон Лощилов.
— Сегодня экономика как никогда нуждается в специалистах высокого уровня. Какую роль в этом процессе играют инженерные кадры?
— От качества инженерного образования зависят целые отрасли, но просто готовить кадры для конкретных трудовых функций недостаточно. Выпускники должны иметь навыки командной работы, быть бизнес-ориентированы, понимать конечную ценность продукта. Это можно обеспечить, если студенты еще в процессе обучения вовлечены в реализацию проектов, ориентированных на создание продуктов, востребованных рынком.
В нашей образовательной модели в таких проектах участвуют все студенты. Для их реализации формируются команды. Каждый из студентов выполняет определенную роль (исследователь, технолог, конструктор и так далее), совместно с наставником-руководителем определяет перечень задач и формирует набор дисциплин, стажировок, мероприятий, которые необходимы ему лично и команде в целом.
Мы создали биржу проектов, где представлены задачи, инициированные промышленными партнерами, ведущими научными коллективами и университетской стартап-студией. Тематики проектов отбирает комиссия из представителей партнеров и руководителей ключевых направлений ПИШ.
В сентябре мы планируем дать старт 30 проектам. За два года команды должны пройти путь от идеи проекта до MVP-продукта с подтвержденной бизнес-моделью и защищенной интеллектуальной собственностью.
— Как происходит взаимодействие с индустриальными партнерами?
— Программа развития ПИШ реализуется при поддержке семи промышленных партнеров. Кстати, три компании — ООО СТК («Системы. Технологии. Коммуникации»), АО «НПФ “Микран”» и ООО ТЕСАРТ — основаны нашими выпускниками.
ПИШ выступает в роли катализатора совместной деятельности — площадки для тестирования новых продуктовых и исследовательских направлений, технологий практико-ориентированной подготовки проектных команд в магистратуре. Партнеры обеспечивают софинансирование, участвуют в экспертизе проектов, предоставляют исследовательскую и технологическую инфраструктуры.
— Есть ли примеры успешных проектов, которые реализуются на базе ПИШ?
— Можно привести пример ретранслятора DMR-радиосвязи во взрывозащищенном арктическом исполнении (разработан в интересах СТК), измерительные аксессуары и программное обеспечение для характеризации отечественных СВЧматериалов (разработан в интересах НПФ «Микран»). Отмечу также проект базового эксплуатационного центра для обеспечения сервисов мониторинга и доставки грузов с использованием беспилотных авиационных систем, разработки в области бортовой космической аппаратуры и компонентной базы для ее создания.
Беседовала Анна Королева
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl