Цены на еду разгоняет само государство
Правительство усиливает контроль за ростом цен на продовольствие, в то время как участники рынка уверены, что для их снижения власти надо перестать вводить новые меры административного контроля за бизнесом
На этой неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) представит президенту отчет о результатах мониторинга цен на базовые продукты питания. Прежде антимонопольщики пришли с проверками в крупные федеральные торговые сети и по результатам проверок предложили ритейлерам выработать некую «справедливую наценку» на разные группы товаров, но что это может означать практически, не пояснили. Рынок это понял как попытку ФАС стребовать себе полномочия по установлению предельных наценок в рознице на ряд социально значимых товаров. Производители продуктов питания и розница уверены, что это может привести к сжатию рынка продовольствия и снижению конкуренции. По их мнению, правительство может управлять себестоимостью по всей производящей цепочке не избыточным контролем цен, а снижением административного давления на бизнес, которое ему дорого обходится, а также оказанием адресной материальной помощи малоимущим.
Борьбу с ростом цен на продовольствие правительство начало в прошлом году, почти одновременно с началом пандемии. Предпосылками этого роста стали ажиотажный спрос во время карантина на фоне нарушения производственных цепочек как в России, так и во всем мире. Растущий мировой спрос на продовольствие в конце года привел к росту экспорта продуктов из России, особенно растительного масла, мяса, зерновых, что вызвало дополнительный рост цен на внутреннем рынке. В результате Минсельхоз и Минпромторг заключили с ведущими производителями наиболее подорожавших продуктов — сахара и растительного масла — соглашение о фиксации на них цен на полке в крупных торговых сетях, а вывоз зерна с апреля был обложен экспортными пошлинами. Если замедление экспорта зерна из-за пошлины с радостью восприняли животноводы и мукомолы, то установление временной минимальной цены на сахар и масло не сыграло на руку ни производителям, ни потребителям. «Закрылись несколько сахарозаводов, а у переработчиков продовольствия, использующих растительное масло и сахар, выросли издержки более обычного, — поясняет исполнительный директор “Руспродсоюза” Дмитрий Востриков. — Производители, порой вынужденные отпускать в розницу масло ниже себестоимости, компенсируют потери, повышая цены для переработчиков. Порой масло на полке стоило дешевле, чем оптом. Издержки перекладываются в товары, произведенные из масла и сахара». То есть, сэкономив десять рублей на масле и сахаре, потребитель переплачивает двадцать рублей за майонез и печенье.
В этом году президент не раз указывал правительству на необходимость принимать меры по сдерживанию цен — ожидаемая продовольственная инфляция уже приближается к 7%. В частности, в июле отличились овощи борщевого набора, которые подорожали в моменте на 100300%. Впрочем, их стоимость начала снижаться уже в августе с подходом урожая из центральных регионов (новых овощей из южных регионов не хватило, и образовался временный дефицит овощей). В начале августа Владимир Путин поручил Федеральной антимонопольной службе обеспечить мониторинг формирования цен на продовольственные товары, которые продаются через торговые сети, и доложить о результатах к 1 сентября. Чиновники ФАС наведались в несколько торговых сетей Х5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), а также в «Ленту» и «Магнит», где увидели наценки на пшено в 44%, на чай — 40%, на ржаной хлеб — 30%. По мнению ФАС, это болезненно для потребителей социально значимых товаров. За этим последовали совещания с представителями федерального продуктового ритейла, где чиновники рекомендовали розничным продавцам подумать над «концепцией сдерживания наценок». «Поскольку у ФАС нет полномочий ограничивать наценки, на этом совещании не было заключено никакого соглашения, ФАС устно попросил представителей сетей представить данные о наценках и закупочных ценах на 25 позиций социально значимых товаров. И предложил выработать некую “справедливую наценку”, не пояснив, что это значит, — говорит председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. — Но ценообразование в ритейле — целая наука, вывести унифицированную наценку невозможно, она зависит от множества факторов. Наценки торговых сетей в 3040 процентов — это не их прибыль, это их расходы на обработку товаров, хранение, растущие зарплаты в условиях дефицита мигрантов из-за пандемии». По его словам, торговые сети и без того удерживают минимальную или нулевую наценку на базовые продукты, а общая доходность продуктового ритейла составляет всего 24%. «Это результат естественной конкуренции между сетями: на того же бройлера наценок почти нет, поскольку он формирует трафик, как и на многие другие товары, — говорит Андрей Карпов. — Зато эти потери сети компенсируют наценкой на другие, премиальные и менее ходовые товары, которые явно не для малоимущих». Он полагает, что шум вокруг наценок в ритейле утихнет сам собой после осенних выборов в Госдуму. «Каждый раз, когда выборы, партии дают обещания снижать цены, а чиновники начинают изображать бурную деятельность», — заметил Андрей Карпов.
График 1: Рост цен на еду бывал и выше
Впрочем, на этот раз продуктовый рынок насторожила информация в ряде СМИ, что ФАС готовит проект закона, дающего возможность устанавливать минимальную наценку на ряд товаров. Сама служба на запрос «Эксперта» это не подтвердила, но и не опровергла. Сейчас наценка регулируется самим рынком в процессе антагонизма между поставщиками и продавцами. «У нас за год мясное сырье по некоторым позициям подорожало вдвое, а заложить в отпускную цену мы это не можем, поскольку розница и без того на нашу продукцию делает наценку в 40-110 процентов, — говорит коммерческий директор компании “Велком” Дмитрий Коненков. — В результате работаем второй год без прибыли, сокращаем ассортимент и, видимо, продолжим это делать». Впрочем, исполнительный директор Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин уверен, что рентабельность у переработчиков разная. У предприятий замкнутого цикла, имеющих свое сырье, она может достигать сейчас 1535%. По данным НМА, отпускные цены на сырое мясо по многим позициям не менялись пять лет, с прошлого года цены начали расти по общеэкономическим причинам (с начала этого года рост составил 1015%) и оттого, что в хозяйствах вновь разгулялись свиной и птичий грипп, приведшие к заметному за последние пять лет падежу животных.
Ранее мясопроизводители и переработчики уже предупреждали торговые сети о возможном росте цен, но сошлись на компромиссных уровнях (подорожали премиальные колбасы и отрубы). Однако о критически низкой доходности при растущих издержках на прошлой неделе заявили уже участники молочной отрасли. «Союзмолоко» обратилось в ФАС с просьбой умерить аппетиты торговых сетей. Председатель совета «Союзмолока» Людмила Маницкая заявила, что крупный ритейл делает наценку на молочную продукцию в 50 и даже 150%. Зампред министра промышленности и торговли Виктор Евтухов с этим согласился, но уточнил, что на ряд молочных продуктов как на социально значимые товары сети добровольно устанавливают минимальную наценку, так что выбор у покупателя есть. Между тем, по словам исполнительного директора «Союзмолока» Артема Белова, за последний год себестоимость производства молока выросла в среднем на 18%. «Выросли практически все составляющие затрат: корма, дизельное топливо, минеральные удобрения. Рост стоимости белковых кормов составил 60 процентов. Аналогичная ситуация в переработке: рост себестоимости — порядка шести-восьми процентов, при этом рост цены на полке — три с половиной процента», — говорит Артем Белов.
«Безусловно, издержки выросли по всей товаропроизводящей цепи: сказались трансферт мировой инфляции, ослабление рубля. Как следствие, у одних подорожали корма, у других — сырье, у всех вместе — энергоносители, импортные комплектующие и прочее, — говорит эксперт продовольственного рынка. — Но мы видим закономерность: чем ближе передел к потребителю, тем труднее перекладывать рост издержек в цену товара. То есть, по сути, основными бенефициарами подорожания продуктов питания остаются не переработка и розница, а производители удобрений и энергоносителей».
Неделей ранее правительство озаботилось резким повышением тарифов в логистическом звене, доля которого в стоимости продовольствия может составлять от нескольких процентов для сырьевых товаров до 2030% для штучных. Отраслевые объединения подтвердили, что тарифы транспортных компаний выросли на 2050% с начала весны, но относятся к этому с пониманием. Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила министерствам проработать меры по снижению издержек продовольственных компаний на транспортировку. Но сделать это за счет ограничения тарифов транспортников не удастся. Ранее президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин говорил, что цены на перевозки не поднимались уже более десяти лет, а издержки автокомпаний за два года выросли вдвое, тарифы же они подняли только на треть. С одной стороны, введение системы учета грузового автотранспорта «Платон» отсекла с рынка многих теневых игроков, которые демпинговали за счет неуплаты налогов и прочих платежей. С другой стороны, по данным «Руспродсоюза», система «Платон» привела к повышению тарифов логистических компаний на 1025%, что спровоцировало изменение отпускных цен тех же продуктов питания на 17%. Артем Белов посчитал, что введение маркировки молочной продукции (полностью заработает к концу года) также приведет к росту себестоимости. «При выручке индустрии в один триллион рублей годовая валовая прибыль предприятий равна 35 миллиардам рублей, а с введением маркировки, новых экологических требований для животноводов дополнительные затраты молокопроизводителей могут вырасти еще на 60 миллиардов рублей в год», — говорит Артем Белов. «Таким образом, очевидно, что рост себестоимости продовольствия надо начинать сдерживать на уровне административных издержек бизнеса, которые год от года только растут, а не с полок магазинов», — заключает Дмитрий Востриков.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl