Дефицита бытовой техники и электроники не будет

ЭкспертБизнес

Бытовые помощники меняют прописку

Дефицита бытовой техники и электроники не будет. На смену уходящим зарубежным брендам приходят другие, а существующие игроки активно расширяют бизнес. Но пока зависимость от параллельного импорта сохраняется

Екатерина Новикова

После весеннего ажиотажа на рынке бытовой техники летние продажи обвалились на 30%. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Традиционно осенью начинается сезонный рост спроса на бытовую технику и электронику. Однако в этот раз его ожидание сопровождается алармистскими заявлениями о грядущем дефиците. В том числе потому, что масштабный параллельный импорт запустить пока не удается, а новые бренды только начинают выходить на наш рынок. В марте этого года в перечне ввозимых по параллельному импорту товаров были отмечены популярные иностранные бренды бытовой техники и электроники: Siemens, Bosch, Electrolux, Miele, Dyson, LG, Samsung и другие. Но летом продавцы из стран ЕАЭС, участвующие в параллельном импорте, объявили, что запасы излишков техники подходят к концу, так как производители техники не спешат наращивать поставки товаров в дружественные России страны, а сами страны ЕАЭС не хотят жертвовать внутренним рынком ради России.

В результате российские дистрибуторы и ретейлеры стали делать упор на альтернативные способы расширения ассортимента. И судя по тому, как полки магазинов заполняются новыми, пока неизвестными российскому потребителю брендами, дефицита пока не предвидится.

Ретейлеры готовятся к возобновлению спроса

В последние полгода рынок бытовой техники и электроники шарахается из стороны в сторону. Несмотря на то что весной спрос на такие товары обычно падает, в этом году все сложилось иначе. Потребители, опасаясь сужения ассортимента и ухода привычных иностранных брендов, начали скупать технику. Но летом спрос резко обвалился — в среднем на 30%. Согласно данным сервиса сравнения цен и товаров Price.ru, во втором квартале 2022 года по сравнению с первым кварталом спрос на стиральные машины упал на 11%, на пылесосы — на 19%, на посудомоечные машины — на 35%, на телевизоры — на 31%. «Спад продаж летом — порядка 30 процентов в среднем по рынку. Потребители запаслись необходимыми товарами и взяли паузу. На снижение спроса также повлияли сезон отпусков и общая тенденция к переходу на более экономную модель потребления», — отметил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.

Впрочем, сегодня ретейлеры готовятся к возобновлению спроса осенью и к новогодним праздникам. «Мы отмечаем постепенное восстановление спроса на фоне развития импорта, появления на рынке новых брендов, но говорить о возврате к объемам прошлого года пока преждевременно», — говорят в компании «М.ВидеоЭльдорадо».

В начале лета эксперты отметили уменьшение товаров под брендами из США, Европы и Южной Кореи. «Речь идет, например, о посудомоечных машинах, встраиваемых холодильниках, телевизорах, духовых шкафах. Заметно меньше стало смартфонов и планшетов. Уменьшилось количество предложений тех компаний, которые на слуху у российских покупателей: Samsung, Apple, Bosch, Electrolux», — рассказал управляющий директор AM Capital Алексей Мурашев.

Неопределенность в работе тех или иных компаний сохраняется до сих пор. Например, крупнейший немецкий производитель бытовой техники Bosch готов продать свои российские заводы. Ими могут заинтересоваться производители из Китая и Турции, которые либо расширяют свое производство, либо намерены локализовать производство в России. Однако в самой компании Bosch официально пока не подтвердили, но и не опровергли информацию о продаже заводов.

А южнокорейский Samsung, который приостанавливал производство в России, потом снова открыл свою фабрику. Завод работает не в полную силу (три дня в неделю). Выпускаемая продукция пойдет на рынки стран СНГ, однако может вернуться по каналам параллельного импорта.

Параллельный импорт отчасти закрыл проблемы с поставками бытовой техники и электроники. В сегменте гаджетов (смартфоны, планшеты и т. д.) даже произошло полноценное восстановление до уровня февраля 2022 года, когда поставки были стабильными. Уже сейчас ассортимент смартфонов в сетях «М.ВидеоЭльдорадо» сопоставим с тем, что был в начале года: около 500 моделей двух десятков брендов. Цены на большинство моделей остались на прежнем уровне.

Однако в целом рынок бытовой техники и электроники не восстановился полностью. Эксперты рынка высказывают опасения, что вскоре поставки через параллельный импорт могут существенно снизиться или вовсе прекратиться. Продавцы стран ЕАЭС, скорее всего, сосредоточатся на внутреннем рынке, и это продлится до окончания сезона — до января. Поэтому полностью полагаться на параллельный импорт ретейлеры не собираются и ищут другие пути расширения ассортимента и покрытия спроса. «Рынок бытовой техники и электроники настолько конкурентен, что не терпит пустоты: уходит один производитель, его нишу тут же замещают другие», — написал еще в марте в своем телеграм-канале глава компании DNS Дмитрий Алексеев. Что, собственно, сейчас и наблюдается.

Фото: Егор Алеев/ТАСС

Смена игроков

Пополнение ассортимента бытовой техники за счет новых брендов и отечественных производителей отмечается прежде всего в низком и среднем ценовом сегменте. В числе новых иностранных партнеров компании «М.Видео-Эльдорадо» французско-китайский бренд Wiko (выпускает смартфоны), китайский игровой бренд Thunderobot группы компаний Haier (компьютерная техника). В сегменте бытовой техники новым партнером стала узбекская компания Artel, которая выпускает широкий ассортимент товаров — от смартфонов до крупной бытовой техники под собственной торговой маркой, а также производит товары популярных брендов — Samsung, Shivaki и другие. Как рассказали в «М.ВидеоЭльдорадо», характеристики техники Artel не уступают известным брендам, а цены ниже, чем у конкурентов.

Отмечается интерес покупателей и к продуктам под собственными торговыми марками (СТМ) компании. Например, более чем вдвое к прошлому году вырос спрос на технику под СТМ «М.Видео-Эльдорадо» Hi и Novex (порядка 400 наименований крупногабаритной и мелкой бытовой техники). А за последние шесть месяцев продажи техники СТМ выросли в разы по сравнению с прошлым годом: «Спрос на пылесосы вырос в шесть раз, на посудомоечные машины — впятеро, на кондиционеры — втрое, более чем в два раза — на кухонную технику и холодильники», — пояснили в «М.Видео-Эльдорадо».

В конце августа «Мегафон» и «Яндекс.Маркет» объявили о запуске товаров под СТМ. Компания «Мегафон», а точнее, ее дочерняя структура Revo Charge Rus, планирует выпускать электронику и бытовую технику под марками Blax, Telik, Tvizi и Veizer (производство в Узбекистане и в России); «Яндекс.Маркет» зарегистрировал два бренда — Vionic и Tuvio.

Известно, что Revo Charge Rus планирует производить электронику: телевизоры, проекторы, ноутбуки, персональные компьютеры, планшеты, дисплеи, а также различную бытовую технику: стиральные машины, мясорубки, весы, микроволновки, мультиварки, холодильники (бренд Veizer). «Яндекс.Маркет» будет выпускать плиты, роботы-пылесосы, кофемашины, холодильники, микроволновки и электрочайники.

Еще одна крупная сеть магазинов, «Ситилинк», расширила ассортимент за счет новых иностранных брендов: китайского Chuwi (выпускает различные товары — от смартфонов до роботов-пылесосов), немецкого бренда бытовой техники Grundig, китайских KingSpec и Kimtigo (компьютерная техника) и прочих.

Сегодня на российском рынке представлены и другие производители техники, которые раньше были менее популярны у потребителей: китайские Ascoli и Viomi, отечественные и белорусские производители бытовой техники, такие как «Бирюса», «Витязь», «Гефест». Сложившаяся на рынке ситуация даст новые возможности брендам, которые прежде из-за острой конкуренции не могли нарастить свое присутствие на российском рынке. «К примеру, китайская компания TCL, которая с 1985 года производит телефоны и бытовую технику: на российском рынке уже представлена широкая линейка телевизоров данного бренда. TCL, кстати, владеет известным на российском рынке брендом Alcatel», — отметила доцент кафедры коммерции и торгового дела университета «Синергия» Алиса Храмова.

Бренды, которые могут заменить уходящие бренды бытовой техники и электроники

Покупатели готовы к новым брендам

По данным опросов и маркетинговых исследований ретейлеров, российские покупатели не боятся покупать российские или малоизвестные иностранные бренды. Как показал потребительский опрос, проведенный компанией «М.Видео-Эльдорадо», 83% покупателей убеждены, что производители из Китая, Турции, России и стран СНГ смогут конкурировать с продукцией известных брендов: полностью (15%), по большинству товаров (37%) или частично (31%). Практически половина (48%) опрошенных готова пробовать новые бренды при условии более выгодной цены, а 12% — если нет уже известного аналога. Более четверти опрошенных открыты новому без каких-либо предварительных условий. По данным компании, по итогам второго квартала текущего года спрос на телевизоры китайской марки HEC подскочил в четыре раза, а продажи отечественной марки Hartens взлетели почти в девять раз.

«Во втором квартале 2022 года мы увидели рост интереса интернет-пользователей к бытовой технике и электронике от отечественных производителей и брендов из Турции, Китая, Белоруссии, Узбекистана», — рассказали в компании Price.ru. Так, онлайн-спрос на бытовую технику китайского бренда Midea вырос на 26%, турецкого Vestel — на 34%, узбекского Artel — на 40%. Растет интерес и к отечественной технике: в январе-марте 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021-го онлайн-спрос вырос на стиральные (более чем вдвое) и посудомоечные (+68%) машины российского бренда DEXP, холодильники Stinol (+68%) и Pozis (+38%), плиты «Лысьва» (+28%) и «Дарина» (+26%), блендеры (+32%) и аэрогрили (+57%) от Kitfort. «У россиян практически исчезло мнение о низком качестве китайских товаров. Сейчас техника определенных марок из Китая воспринимается отечественными потребителями как разумное сочетание качества и цены», — отметили в Price.ru.

График 1. Потребители переключаются на новую технику

Логистика держит цены

Цены на бытовую технику после взлета весной постепенно стабилизируются. Например, средняя стоимость телевизоров в первом квартале 2022 года составляла 97 тыс. рублей (+21%, по сравнению с первым кварталом 2021 года), во втором квартале 2022-го — 86 тыс. рублей. По мнению экспертов сервиса Price.ru, на откат цен повлиял выход на российский рынок новых игроков, в том числе из Китая. Однако какого-то глобального снижения цен компании не ожидают. Техника, ввезенная с помощью параллельного импорта, то есть известные бренды бытовой техники и электроники, наоборот, будет дорожать — из-за дефицита и роста стоимости логистики. Логистика в ближайшее время будет играть решающую роль в ценообразовании.

Так, уже взлетели цены на поставки техники из Китая и Турции. Китайские логистические компании с начала весны вдвое подняли цены на контейнерные перевозки: в феврале доставка контейнера по морю стоила 6 тыс. долларов, а летом — 11,5 тыс. долларов. Турецкие логистические компании тоже подняли цены вдвое. Пока ретейлеры не прогнозируют повышения цен на технику в связи с ростом стоимости логистики, но и не исключают такого развития событий.

Благодаря параллельному импорту в сегменте гаджетов (смартфоны, планшеты и т. д.) произошло полноценное восстановление ассортимента до уровня февраля 2022 года. Фото: Александр Щербак/ТАСС

Цены же российских производителей напрямую зависят от импортозамещения материалов и комплектующих. Так, в апреле российский производитель бытовой техники компания «Свар» (производит более 200 моделей бытовой техники под собственными торговыми марками de luxe, Electronicsdeluxe, Svar) столкнулась с прекращением поставок комплектующих из Европы, а именно газовых горелок итальянской фирмы Sabaf. После введения антироссийских санкций «Свар» наладила сотрудничество с белорусским «Гефестом». Как сообщили в компании «Свар», белорусы много инвестировали в производство газовых горелок, приобрели литьевые машины, запустили в прошлом году линию и сейчас полностью делают корпус горелки, причем ее КПД на 5% выше, чем у итальянских аналогов. «Сотрудничество с Белоруссией идет полным ходом: они нам предоставили тестовые образцы комплектующих, мы их испытываем на предмет возможного применения в наших продуктах», — рассказала начальник отдела маркетинга «Свар» Яна Тронина.

В компании отметили, что в случае успешного прохождения испытаний и замены комплектующих цены на продукцию не будут повышаться. «Ажиотаж спал, но спрос, конечно, выше, чем предложение, ввиду ограничений рынка. Прогнозировать прибыль пока рано, рынок нестабилен. Но мы серьезно намерены заменить на полках уходящие бренды», — говорят в компании.

И все же существуют категории товаров, которым будет трудно найти замену, например игровые консоли, гаджеты, бытовая техника высокого ценового сегмента, а также некоторые импортные комплектующие и запчасти для техники и электроники. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) попросила Минпромторг продолжить параллельный импорт и в 2023 году. В ассоциации опасаются, что с прекращением действия параллельного импорта рынок наполнится дорогой контрафактной продукцией. Кроме того, эксперты считают, что может возникнуть дефицит товаров некоторых категорий. Предлагается налаживать параллельный импорт не только через страны ЕАЭС, которые уже продали почти все излишки товаров в Россию, но и через другие страны. В случае отказа поставок со стороны продавцов из стран ЕАЭС параллельный импорт могут поддержать Индия, Бразилия, Китай, Турция и ЮАР. Однако изменение логистических цепочек повысит стоимость ввезенной через эти страны техники.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Арктический фронт «НоваТЭКа»: стужа в помощь Арктический фронт «НоваТЭКа»: стужа в помощь

Реализация проекта по производству сжиженного природного газа «Арктик СПГ — 2»

Эксперт
Как уйти от психологии бедняка: 4 лайфхака Как уйти от психологии бедняка: 4 лайфхака

Разбираемся, как перестать нищебродствовать и начать жить

Maxim
Ура, завтра в школу! Ура, завтра в школу!

В России набирает популярность «Русская классическая школа»

Эксперт
Как почистить шторы, не снимая их: 5 простых способов, которые экономят твои силы Как почистить шторы, не снимая их: 5 простых способов, которые экономят твои силы

Рассказываем про чистку штор без снятия — и даже без пылесоса!

VOICE
Карина-вирус! Карина-вирус!

В это тревожное время героиней обложки стала главная медсестра страны

Maxim
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
Новые трассы — новые сметы Новые трассы — новые сметы

Дорожные строители предъявили производителям спрос на нишевую спецтехнику

Эксперт
Сочувствие парню Месть Сочувствие парню Месть

«Манкимен»: идеальное кино по версии Дева Патела

Weekend
Одомашнивание: новый цикл Одомашнивание: новый цикл

До конца нынешнего десятилетия произойдет очередная революция

Популярная механика
Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале

Что ждать от старейшего форума современного искусства?

СНОБ
Не только куличи и яйца: 10 подвижных игр, в которые на Пасху можно сыграть с детьми Не только куличи и яйца: 10 подвижных игр, в которые на Пасху можно сыграть с детьми

Несколько демократичных игр, которые хорошо заходят на пикниках, в теме Пасхи

ТехИнсайдер
Химики разобрались в биосинтезе грамина Химики разобрались в биосинтезе грамина

Грамин образуется из триптофана в присутствии цитохрома P450

N+1
Что делают клинеры, чтобы в доме пахло свежестью: 10+ секретов профессионалов Что делают клинеры, чтобы в доме пахло свежестью: 10+ секретов профессионалов

Хочешь знать, как устранить неприятные запахи в доме?

VOICE
Почему собаки дают лапу и пристают к людям? Узнайте несколько интерсных причин! Почему собаки дают лапу и пристают к людям? Узнайте несколько интерсных причин!

Почему собаки внезапно начинают почти что приставать к хозяевам?

ТехИнсайдер
PL Storage PL Storage

PL Storage — склад фэшн-идей каллигра-футуриста покраса лампаса

Собака.ru
Дина Насырова: Быть ювелиром в России чрезвычайно трудно Дина Насырова: Быть ювелиром в России чрезвычайно трудно

Дина Насырова о глобальных проблемах отечественной ювелирной индустрии

СНОБ
Осторожно: огнеопасно! Осторожно: огнеопасно!

Музыкант и диджей Дельфин — о том, как важно чувствовать сегодняшний момент

Grazia
7 бытовых вещей, которые заставят вас вспомнить детство 7 бытовых вещей, которые заставят вас вспомнить детство

Что именно провоцирует приливы воспоминаний о детстве?

Psychologies
Расовая теория: из огня да в полымя Расовая теория: из огня да в полымя

Почему теория Дарвина так вдохновила сторонников неравенства рас?

Знание – сила
Зумеры мечтают работать, не работая: что такое ресентеизм Зумеры мечтают работать, не работая: что такое ресентеизм

Действительно ли избегание работы у зумеров кроется в нежелании трудиться?

Psychologies
Сила притяжения: почему различия — не помеха любви Сила притяжения: почему различия — не помеха любви

На чем держится любовь?

Psychologies
«Другой дом»: отрывок из романа американского классика Генри Джеймса «Другой дом»: отрывок из романа американского классика Генри Джеймса

Отрывок из драматического романа с элементами детектива от Генри Джеймса

Forbes
Высокоточные кассетные боеприпасы зарубежных стран Высокоточные кассетные боеприпасы зарубежных стран

Обзор самонаводящихся боевых элементов производства США

Обозрение армии и флота
10 пушистых и «плюшевых» пород кошек: для семей, в которых любят обниматься 10 пушистых и «плюшевых» пород кошек: для семей, в которых любят обниматься

Кошки пород, представленных в подборке, любят ласку, а также пушисты!

VOICE
Майя Сантимирова — о культуре повседневности и коллекционном фарфоре Майя Сантимирова — о культуре повседневности и коллекционном фарфоре

«Палаты» — проект, в котором века с легкостью соединяются с современностью

РБК
Как убрать живот без спортзала Как убрать живот без спортзала

Как убрать живот без диет и изнурительных тренировок

Psychologies
Роковое увлечение Роковое увлечение

Музыка, рыбалка, фотография – его хобби только притворяются милыми и невинными!

VOICE
Две головы лучше: зачем российским предпринимателям развивать культуру партнерства Две головы лучше: зачем российским предпринимателям развивать культуру партнерства

В чем преимущества партнерских бизнес-отношений?

Forbes
Арт-пространство, отель и парк: что строили на месте известных тюрем Арт-пространство, отель и парк: что строили на месте известных тюрем

Чем известна «русская Бастилия» и во что перестраивали другие известные тюрьмы

СНОБ
4 интригующие причины возвращения к бывшим 4 интригующие причины возвращения к бывшим

Почему мы возвращаемся к тем, кого уже отпустили?

Psychologies
Открыть в приложении