Почему возраст теперь не принято отрицать и при чем здесь Голливуд
Яна Лукина рассказывает, как индустрии моды, красоты и мир кино меняют свое отношение к возрасту и что это значит для всех нас
«Знаешь, каково это — быть актрисой определенного возраста? Ты превращаешься из мамы в сенатора, а потом в пациентку с деменцией», — сетует на реалии актерской жизни одна из героинь свежего детективного сериала «Покерфейс». Это ходовая голливудская шутка (в разных вариациях она не перестает звучать на малом и большом экранах, в интервью и на наградных церемониях). И вместе с тем совсем не шутка.
Отношения «фабрики грез» с женским возрастом всегда были сложными. Кажется, до недавнего времени в Голливуде искренне верили, что, достигнув лет тридцати пяти, женщина рассыпается в прах; те же, кто продолжал играть главные роли и в сорок, воспринимались как хранительницы некоего тайного знания, не иначе. Такая математика интересно перекликается с жизнью в целом, где «видимость» женщины нередко совпадает с ее так называемым детородным периодом. И идеей, что по достижении «определенного возраста» она уже не может быть главной героиней — только мамой, бабушкой, женой главного героя.
Да, есть Дженнифер Лопес. Которая точно не стала невидимкой ни после тридцати пяти, ни после сорока, ни после пятидесяти (сейчас ей 53). Напротив, актриса и певица более чем на виду — не сходит с «передовиц» онлайн-изданий. Но хоть Лопес и противостоит определенным возрастным предрассудкам (кем, как не ей, лучше всего иллюстрировать тезис, что счастье можно найти и в зрелом возрасте или что у любви нет срока давности), она «продает» очень конкретный взгляд на года: идею вечной молодости, которую давно превратила в часть своей селебрити-ДНК. И которая вполне вписывается в голливудский стандарт: да пожалуйста, будь 50-летней — до тех пор, пока в пятьдесят выглядишь на тридцать пять.
Кстати, если вдруг вы отважитесь ознакомиться с последними киноработами Дженнифер (большей частью это романтические комедии), то заметите, что персонажи как минимум лет на десять младше ее самой. Проще говоря, Лопес даже не позиционирует себя как 50-летнюю — по крайней мере, когда дело касается съемок. И превращать ее в блюпринт для этого возраста (и, скажем, ждать, что именно так будут выглядеть героини «И просто так») вряд ли справедливо, в том числе по отношению к ней самой.
А как же вера, что Age Ain’t Nothing but a Number («Возраст — это просто число»)? Этот концепт морально устарел. В прошлом году написавший одноименную песню Ар Келли был приговорен к тюремному заключению на срок в 30 лет за сексуальные преступления, в том числе в отношении несовершеннолетних. Здесь же стоит напомнить: еще после релиза сингла в середине 90-х вскрылось, что 27-летний на тот момент хитмейкер незаконно женился на 15-летней певице Алие. Бенефициарами подхода оказались вовсе не те, кто в шестьдесят чувствует себя на сорок, а соблазнители подростков. Так себе идея для поддержки, даже если вы «ничего такого не имели в виду», и в интервью больших звезд подобных цитат вы, скорее всего, уже не встретите — только