Сегодня или никогда?
Правда необратимо меняет, часто разрушает, но иногда вопреки нашим ожиданиям скрепляет отношения. Вопрос лишь в том, как отличить одно от другого и выбрать то, что подходит именно нам.
Много лет назад в семье Алины случилась трагедия: ее старший брат изнасиловал и убил 8-летнюю девочку. Алине тогда было 5 лет, и родители, чтобы уберечь дочь от мести семьи погибшей и стигмы «сестры убийцы», отправили ее к бездетной маминой тете в другую страну, там ей сменили фамилию... Тридцать лет спустя Алина вернулась в родной город, где ее уже никто не помнил. Купила жилье, устроилась на работу, вышла замуж, родила дочь. «И тут свекровь рассказала историю, от которой у меня потемнело в глазах, – вспоминает 38-летняя Алина. – Получалось, что мой брат убил сестру моего мужа». Алина смогла разделить тяжесть тайны только с психотерапевтом. Она не знает, повредило бы ее признание отношениям с мужем, но решила не рисковать и хранить от него секрет до конца жизни. «В каждом конкретном случае приходится рассматривать ситуацию индивидуально, – считает системный семейный психотерапевт Марина Травкова, – и решать: насколько правда разрушит моего партнера? Насколько она в принципе нуждается в обнаружении?»
Разбор по составу
Что со мной будет, если я узнаю, что партнер изменил мне, никогда не сможет иметь детей, имеет смертельный диагноз? Что будет с партнером, если я расскажу нечто подобное? Иногда мы молчим не оттого, что боимся за себя, а потому, что не хотим заставить другого страдать. «Резкие перемены могут переживаться как настоящая утрата, – соглашается Марина Травкова. – Тот, кого мы хорошо изучили, раскрывается перед нами в новом свете, становится кем-то другим. И мы рядом с ним оказываемся не теми, кем были прежде. Часто обнаружение тайны ведет и к утрате образа «мы», потере горизонта будущего для пары».