Art&Science
Петербургский университет ИТМО известен в мире прежде всего своими программистами, многократно побеждавшими и бьющими рекорды в крупнейших мировых IT-соревнованиях. Но мало кто знает, что в ИТМО существует первая в стране магистерская программа Art&Science. «Популярная механика» поговорила с ее руководителем, искусствоведом, куратором, заведующим отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрием Озерковым.
Все началось с того, что в Эрмитаж пришли ребята из ИТМО и заявили, что есть много тем, связанных с искусством и новыми технологиями. И получили ответ, что в физической лаборатории это, может быть, и интересно, а применительно к искусствознанию – не очень. Ребята попались упорные (ИТМО этим славится) и продолжили: «Наверное, вы чего-то не понимаете. Давайте сделаем совместный семинар». Итогом стала годовая история в рамках музейной программы «Эрмитаж 20/21», где ИТМО приводил спикеров – хороших, тщательно продуманных, собранных со всего мира. А Эрмитаж давал площадку и выступал организатором.
И это публичное бесплатное мероприятие вдруг стало целым событием, собравшим полный атриум здания Главного штаба (основная площадка Эрмитажа для показа современного искусства) – 400–500 человек на каждой лекции. Эрмитаж и ИТМО пришли к выводу, что это важная история, которая имеет ошеломительный успех. Результатом удивительного сотрудничества и стала первая в России магистерская программа по Art&Science, которую предложили возглавить и курировать Дмитрию Озеркову, получившему профессорскую позицию в университете. Ознакомившись с несколькими аналогичными программами за границей – в Англии, Франции, США и Австралии, – Дмитрий задумался, в чем уникальность проекта, ведь она заключается не в том, чего у тебя нет, а в том, что у тебя есть. А ИТМО славится мощнейшими лабораториями, важными научными и техническими знаниями, исследованиями по фотонике, химии, компьютерной безопасности и другим дисциплинам. И придумали идею программы.
Физики и лирики
Решили набирать на конкурсной основе как художников, которые хотят зайти в лаборатории и поиграть с настоящими реагентами, установками и современными технологиями, так и технарей, мечтающих быть художниками. Но что это такое, современный Art&Science? «Красивые снимки химических и прочих реакций уже в прошлом, – отвечает Дмитрий Озерков. – Мы как раз стараемся уйти от визуальности, чтобы искусство не было каким-то ненастоящим. Причем это уход в сторону не конкретных работ, а процесса. Попытка, с одной стороны, фиксировать и рефлексировать