В Театре Наций — премьера спектакля «Страсти по Фоме»

ЭкспертКультура

Авангард Леонтьев: «Пик у отечественного театра был сорок-пятьдесят лет назад»

В Театре Наций — премьера спектакля в постановке Евгения Марчелли «Страсти по Фоме». В главной роли — Авангард Леонтьев

Вячеслав Суриков

Для Авангарда Леонтьева спектакль «Страсти по Фоме» — третье приглашение воплотить на сцене центральный образ повести Федора Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Два предыдущих проекта так и не были реализованы

Авангард Леонтьев — актер театра и кино, педагог. С 1968 года — актер театра «Современник», с 2004 года — актер МХТ. Снимался в фильмах «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Очи черные», «Маленькие трагедии», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник» и многих других. С 1976 года в ГИТИСе и с 1985 года — в Школе-студии МХАТ преподавал на курсах, которыми руководил Олег Табаков. Среди его учеников Владимир Машков, Евгений Миронов, Алексей Серебряков, Андрей Смоляков, Филипп Янковский. На сцене Театра Наций играл в спектаклях «Figaro. События одного дня» и «Иранская конференция».

Накануне премьерных показов спектакля «Страсти по Фоме» «Эксперт» поговорил с Авангардом Леонтьевым о его новой работе.

— Евгения Марчелли можно сравнить с кем-то из режиссеров, с которыми вам уже приходилось работать?

— Евгений Марчелли сочетает в себе два очень важных качества, которые нечасто совмещаются в режиссерах. Он любит и умеет работать с актерами. В конце концов, на сцене самое главное то, что происходит между героями, между персонажами, между артистами. И вот эти линии Евгений Марчелли умеет очень хорошо выстраивать относительно главных задач в спектакле, относительно темы, относительно конфликта между персонажами. А второе его качество — умение создать небытовую внешнюю форму. Он умеет выйти за рамки привычного бытового театра, о котором Роман Виктюк, например, пренебрежительно отзывался: «Это все ваше правдоподобие». И Виктюк, и Марчелли добиваются мизансцен, выражающих смыслы. Визуальная часть спектакля всегда приковывает внимание зрителя, если она сделана по существу, если внешние формы соотносятся с главными смыслами. Актер у Марчелли не остается за бортом постановочных решений, что нередко бывает в современном театре. У Марчелли формы авангардные, а играют хорошо! Думаю, ему стоит возглавить какой-нибудь столичный театр, нуждающийся в лидере.

— Вы легко соглашаетесь с ломкой стереотипов по отношению к классическим произведениям, которая так характерна для Марчелли?

— Абсолютно. Если логика персонажа выстроена, если понятна логика его пребывания на сцене, она ему ясна и он ею живет, то форма, которую выстраивает режиссер, может только обострить внутренние задачи, которые ставятся перед артистами. Я это приветствую.

— С вашей точки зрения, что сейчас в наибольшей степени привлекает зрителя на спектакль: автор, режиссер или актеры, исполняющие главную роль? И что может привлечь его к этой постановке?

— Я надеюсь, что накануне двухсотлетнего юбилея Достоевского, который случится в 2021 году, зрителя по-прежнему привлечет в первую очередь имя автора. А тому зрителю, который почитает перед спектаклем предпремьерные интервью режиссера и откроет книжку Достоевского (наш спектакль называется «Страсти по Фоме», а повесть Достоевского — «Село Степанчиково и его обитатели»), станет ясно, что Достоевский предстает здесь не в своем наиболее известном ключе — «карамазовском»: сгущенные страсти, мрачные, порой трагические характеры, острые противостояния, а со стороны комедийной. Федор Михайлович собирался писать комедию для театра, но как-то не решился и стал писать повесть. А у Достоевского потрясающее чувство юмора, и он умеет передать его в слове. Режиссер на репетициях говорил нам: «Не играйте драму, играйте комедию».

— Чехов ведь тоже писал комедии, а ставят по его пьесам все равно драмы. Возможно ли преодолеть этот стереотип, который автор формирует своей литературной репутацией?

— Понимаете, с Чеховым получается ловушка. Хоть и в самом деле писал комедии, но там столько драматического, столько слез, несбывшихся судеб: Треплев, Заречная, Маша, которая попивает потихонечку горькую, и почти все персонажи несчастны, кроме Шамраева, который всем доволен (персонажи пьесы «Чайка». — «Эксперт»), и комедии в результате не получается. Текст Достоевского — продолжение гоголевской стихии. В нем есть умение через смешное рассмотреть все глубины. Я даже тревожусь, сможем ли мы это раскрыть в той мере, в какой это написано автором.

— Чем эта работа выделяется среди прочих сыгранных вами ролей?

— Она выделяется тем, что характер Фомы Опискина слишком густого замеса. Он монстр в чистом виде. Он так себя ведет, что это очень трудно оправдать. Его поведение, его требования идиотичны. В то время как для себя он абсолютно оправдывает свой максимализм. Нам важно не оттолкнуть зрителя этим шаржем, важно, чтобы зритель увидел в этом персонаже человека, а если этого не будет, не будет доверия. По заветам теоретиков театра в каждом злодее надо искать положительное, и наоборот. А в этом персонаже очень сложно найти что-то такое, что будет вызывать зрительское сочувствие: он почти невыносим для окружающих…

— Сколько у вас времени заняли раздумья, стоит ли влезать в шкуру это персонажа?

— Мне многие говорили, на протяжении всей жизни, что это моя роль — по моему характеру. Но когда я с ней столкнулся, мне было так трудно, как никогда еще не было. Мне предлагали ее еще в МХТ при Олеге Табакове, но тогда что-то там не срослось. Потом тот же режиссер предложил это Театру Наций, и был пилотный проект, но тоже потом что-то не срослось. Это третья попытка, в ней мы почти дошли до публики. И в этот раз не обошлось без препятствий: коронавирус остановил нас за пять дней до премьеры. Хорошо, что наш режиссер — настоящий оптимист по характеру. Но я не припомню, чтобы было так трудно.

— Как актеры и их персонажи находят друг друга? Есть у актера какая-то главная роль, ради которой он приходит в профессию?

— Мне никогда не хотелось сыграть кого-то конкретно, а хотелось просто играть. Когда юность прошла, я понял, что хочу играть у хороших режиссеров хорошую литературу. Вот два условия. Неважно, главная роль или неглавная. Хороший режиссер, если он тебя видит в этом материале, встроит тебя в него, и ты будешь успешен. Артисты должны иметь успех, тогда и зритель получит удовольствие. Если у артиста неудача, зритель останется равнодушен. В театре так устроено: удовольствие на сцене передается зрителю без посредников, в этом его сила.

— У вас нет такого: хотелось что-то сыграть, а не предложили?

— Нет. Артисты сумасшедшие в том смысле, что им хочется играть бесконечно. И даже те, у кого много ролей, которые всех Гамлетов переиграли, и дядей Ваней, и тетей Маней, они все равно хотят играть. И боятся, что в следующий раз их не займут.

— Когда вы говорите о желании играть хорошую литературу, вы имеете в виду классику?

— Нет, это может быть и современная литература.

— Как определить, хорошая она или нет?

— Если она захватывает. Если ты опытный читатель и видишь, как автор расставляет слова, какого эффекта он этим достигает и тебе становится безумно интересно. И ты начинаешь думать, у тебя возникают сопереживания, соразмышления.

— Кого из современных авторов вы можете привести в пример как хорошего?

— Они есть, но я не так хорошо знаком с современной литературой. На меня производит сильное впечатление Солженицын. Это современный автор, более того — непрочитанный. У меня дома стоят тома, до которых я еще не дошел. Он автор совсем не прочитанный в России. Я помню, как не мог оторваться от историй из «Красного колеса». Я читал фрагмент, описывающий покушение на Столыпина, и как же это было увлекательно: ты присутствуешь в тот момент, в том месте. Какое потрясающее умение автора — затянуть тебя в текст.

— В какой из периодов, когда вы могли наблюдать отечественный театр, он был на пике своего развития?

— Когда был «Современник» на взлете. Это вторая половина шестидесятых, семидесятые годы. Была «Таганка», был «Современник», Анатолий Эфрос, был Товстоногов в своей высшей форме. Какие режиссеры работали одновременно! Помню, Товстоногов в 1973 году поставил в «Современнике», где я тогда служил, спектакль «Балалайкин и Ко» по «Современной идиллии» СалтыковаЩедрина. И это было настолько современно, что, когда телевизионное объединение «Экран» снимало этот спектакль, самые острые реплики были вырезаны, и руководитель театра Олег Табаков был этим очень недоволен.

— Была ли в тот период конкуренция между «Современником» и «Таганкой»?

— Не было. Она могла быть в идеальном смысле: вот мы сейчас сделаем так, как мы можем, и вы сделайте, а мы придем посмотрим! Это была не конкуренция, а радость от неодиночества, от того, что рядом есть единомышленники. В «Современнике» понимали, что «Таганка» хочет правды жизни на сцене, и Товстоногов этого хочет, несмотря на всю казуистику цензуры, которая была очень строгой. И зритель, понимая это, за правдой и ходил в театр. И тогда это соединялось с формулой Гоголя — «театр — это кафедра, с которой можно проповедовать добро».

— А сейчас эта формула работает?

— Работает, конечно. Но театру пришлось пережить шок от снятия цензуры. Сейчас цензура возвращается в другой форме. В первую очередь в форме самоцензуры. Начальству при искусстве удается как-то так все организовать, что люди размышляют: лучше я это сделаю не так, как это думал сделать с самого начала, не так остро, не так впрямую. Тогда был шок от снятия всех запретов, против которых был вооружен театр. Отмена цензуры в девяностых всех разоружила. Это сыграло с театром злую шутку. Появилась литература, запрещенная раньше, и ее все прочли. И очень трудно стало писателям писать что-то дальше, потому что разом появилось много прекрасных образцов. И в театре произошло что-то похожее. Началось топтание на месте. Поэтому тогда были очень важны такие режиссеры, как Роман Виктюк, Валерий Фокин, умеющие выражать смыслы через внешнюю форму. Но все-таки пик у отечественного театра был тогда — сорок-пятьдесят лет назад. К той вершине мы еще не добрались.

— Среди ваших учеников весь цвет отечественного театра. Когда они учились у вас, вы догадывались, что они однажды станут звездами?

— Нам везло и когда я преподавал в команде Олега Табакова, и когда он доверил мне руководство актерским курсом: приходили талантливые ребята. Они и сейчас приходят. Я часто, почти каждый год, бываю председателем выпускной государственной аттестационной комиссии, смотрю дипломные спектакли, подписываю дипломы, ставлю оценки вместе с педагогами, которые учили их четыре года. И я вижу, что в России продолжают валом рождаться драматически одаренные дети. Теперь их даже трудно переварить в условиях рынка: большая безработица среди артистов, не формальная, а по существу. Русским театральным педагогам везет на рождение театральных талантов. Птица видна по полету. Мы берем тех, в ком точно есть зачатки дарования. Все дело в том, разовьются эти зачатки или нет. Их надо развивать, чтобы человек стал конкурентоспособен с получением диплома. Конкурентоспособен до такой степени, чтобы режиссеры стояли за ним в очередь. Дети очень чувствуют заинтересованность в них. Они не дают себе в этом отчета, но чувствуют, что в них крайне заинтересованы. Что подсказки, советы, призывы педагога, иногда даже строгость, доходящая, казалось бы, до жестокости, — это заинтересованность в их судьбе. Чувствуя это, молодежь становится союзником наставника, и они вместе добиваются нужных результатов.

Фото: Стоян Васев

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Социально опасные дети» «Социально опасные дети»

Колония, в которой содержались «малолетние преступники»

Дилетант
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
Ангелина во плоти Ангелина во плоти

Бесстрашная актриса Ангелина Поплавская – без маски и химзащиты

Maxim
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Великие земляки Великие земляки

Борьба с «низкопоклонством перед Западом»

Дилетант
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Страсть, близость и обязательства: что такое любовь Страсть, близость и обязательства: что такое любовь

Что такое любовь с точки зрения психологии и что под любовью подразумевают люди?

Forbes
Снегопад в пустыне и буря «Годзилла»: 7 внесезонных погодных явлений, которые удивили мир Снегопад в пустыне и буря «Годзилла»: 7 внесезонных погодных явлений, которые удивили мир

Случаи, когда природа демонстрировала свои необычные способности

ТехИнсайдер
Картины, которые изменили живопись, но остались в тени Картины, которые изменили живопись, но остались в тени

Четыре неочевидные картины, которые повлияли на искусство

СНОБ
Вызов простоты Вызов простоты

Как решение абстрактной задачи угрожает всей экономике?

Вокруг света
ЗПИФы приросли деньгами и пайщиками ЗПИФы приросли деньгами и пайщиками

Рыночные ЗПИФы недвижимости продолжают активно привлекать новых клиентов

Деньги
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
«Если что-то можно произвести в России, почему бы это не делать?» «Если что-то можно произвести в России, почему бы это не делать?»

Председатель ФРП Антон Данилов-Данильян — о здравом подходе к импортозамещению

Монокль
Ко Дню влюбленных: оригинальные ромкомы и мелодрамы 2020-х Ко Дню влюбленных: оригинальные ромкомы и мелодрамы 2020-х

Оригинальные и нашумевшие романтические комедии и мелодрамы

СНОБ
Атлантида Донта Атлантида Донта

Эрик Донт — создатель садов с узнаваемым стилем. Его работы будто бесконтрольны

Afternoon Seasons of life
Выбор бизнеса: бегать или договариваться? Выбор бизнеса: бегать или договариваться?

Какие способы наращивания частных инвестиций могут быть у регионов?

Монокль
Рыбу подтягивают к потребителю Рыбу подтягивают к потребителю

Российский ретейл расширяет прямое сотрудничество с рыболовными компаниями

Монокль
На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах

Как работает это чудо строительной инженерии — высотные вращающиеся рестораны?

ТехИнсайдер
«Амбиции — ключевой фактор успеха» «Амбиции — ключевой фактор успеха»

Главный винодел Esse Наталья Дынникова о том, чему она научилась у Олега Репина

РБК
Пушистые герои: реальные истории о кошках, которые спасли жизнь людям Пушистые герои: реальные истории о кошках, которые спасли жизнь людям

Реальные случаи, когда кошкам удалось спасти жизнь людям

ТехИнсайдер
Всё в норме Всё в норме

Как правильно применять психологические кодексы, чтобы изменить жизнь к лучшему

VOICE
Открыть в приложении