В Театре Наций — премьера спектакля «Страсти по Фоме»

ЭкспертКультура

Авангард Леонтьев: «Пик у отечественного театра был сорок-пятьдесят лет назад»

В Театре Наций — премьера спектакля в постановке Евгения Марчелли «Страсти по Фоме». В главной роли — Авангард Леонтьев

Вячеслав Суриков

Для Авангарда Леонтьева спектакль «Страсти по Фоме» — третье приглашение воплотить на сцене центральный образ повести Федора Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Два предыдущих проекта так и не были реализованы

Авангард Леонтьев — актер театра и кино, педагог. С 1968 года — актер театра «Современник», с 2004 года — актер МХТ. Снимался в фильмах «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Очи черные», «Маленькие трагедии», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник» и многих других. С 1976 года в ГИТИСе и с 1985 года — в Школе-студии МХАТ преподавал на курсах, которыми руководил Олег Табаков. Среди его учеников Владимир Машков, Евгений Миронов, Алексей Серебряков, Андрей Смоляков, Филипп Янковский. На сцене Театра Наций играл в спектаклях «Figaro. События одного дня» и «Иранская конференция».

Накануне премьерных показов спектакля «Страсти по Фоме» «Эксперт» поговорил с Авангардом Леонтьевым о его новой работе.

— Евгения Марчелли можно сравнить с кем-то из режиссеров, с которыми вам уже приходилось работать?

— Евгений Марчелли сочетает в себе два очень важных качества, которые нечасто совмещаются в режиссерах. Он любит и умеет работать с актерами. В конце концов, на сцене самое главное то, что происходит между героями, между персонажами, между артистами. И вот эти линии Евгений Марчелли умеет очень хорошо выстраивать относительно главных задач в спектакле, относительно темы, относительно конфликта между персонажами. А второе его качество — умение создать небытовую внешнюю форму. Он умеет выйти за рамки привычного бытового театра, о котором Роман Виктюк, например, пренебрежительно отзывался: «Это все ваше правдоподобие». И Виктюк, и Марчелли добиваются мизансцен, выражающих смыслы. Визуальная часть спектакля всегда приковывает внимание зрителя, если она сделана по существу, если внешние формы соотносятся с главными смыслами. Актер у Марчелли не остается за бортом постановочных решений, что нередко бывает в современном театре. У Марчелли формы авангардные, а играют хорошо! Думаю, ему стоит возглавить какой-нибудь столичный театр, нуждающийся в лидере.

— Вы легко соглашаетесь с ломкой стереотипов по отношению к классическим произведениям, которая так характерна для Марчелли?

— Абсолютно. Если логика персонажа выстроена, если понятна логика его пребывания на сцене, она ему ясна и он ею живет, то форма, которую выстраивает режиссер, может только обострить внутренние задачи, которые ставятся перед артистами. Я это приветствую.

— С вашей точки зрения, что сейчас в наибольшей степени привлекает зрителя на спектакль: автор, режиссер или актеры, исполняющие главную роль? И что может привлечь его к этой постановке?

— Я надеюсь, что накануне двухсотлетнего юбилея Достоевского, который случится в 2021 году, зрителя по-прежнему привлечет в первую очередь имя автора. А тому зрителю, который почитает перед спектаклем предпремьерные интервью режиссера и откроет книжку Достоевского (наш спектакль называется «Страсти по Фоме», а повесть Достоевского — «Село Степанчиково и его обитатели»), станет ясно, что Достоевский предстает здесь не в своем наиболее известном ключе — «карамазовском»: сгущенные страсти, мрачные, порой трагические характеры, острые противостояния, а со стороны комедийной. Федор Михайлович собирался писать комедию для театра, но как-то не решился и стал писать повесть. А у Достоевского потрясающее чувство юмора, и он умеет передать его в слове. Режиссер на репетициях говорил нам: «Не играйте драму, играйте комедию».

— Чехов ведь тоже писал комедии, а ставят по его пьесам все равно драмы. Возможно ли преодолеть этот стереотип, который автор формирует своей литературной репутацией?

— Понимаете, с Чеховым получается ловушка. Хоть и в самом деле писал комедии, но там столько драматического, столько слез, несбывшихся судеб: Треплев, Заречная, Маша, которая попивает потихонечку горькую, и почти все персонажи несчастны, кроме Шамраева, который всем доволен (персонажи пьесы «Чайка». — «Эксперт»), и комедии в результате не получается. Текст Достоевского — продолжение гоголевской стихии. В нем есть умение через смешное рассмотреть все глубины. Я даже тревожусь, сможем ли мы это раскрыть в той мере, в какой это написано автором.

— Чем эта работа выделяется среди прочих сыгранных вами ролей?

— Она выделяется тем, что характер Фомы Опискина слишком густого замеса. Он монстр в чистом виде. Он так себя ведет, что это очень трудно оправдать. Его поведение, его требования идиотичны. В то время как для себя он абсолютно оправдывает свой максимализм. Нам важно не оттолкнуть зрителя этим шаржем, важно, чтобы зритель увидел в этом персонаже человека, а если этого не будет, не будет доверия. По заветам теоретиков театра в каждом злодее надо искать положительное, и наоборот. А в этом персонаже очень сложно найти что-то такое, что будет вызывать зрительское сочувствие: он почти невыносим для окружающих…

— Сколько у вас времени заняли раздумья, стоит ли влезать в шкуру это персонажа?

— Мне многие говорили, на протяжении всей жизни, что это моя роль — по моему характеру. Но когда я с ней столкнулся, мне было так трудно, как никогда еще не было. Мне предлагали ее еще в МХТ при Олеге Табакове, но тогда что-то там не срослось. Потом тот же режиссер предложил это Театру Наций, и был пилотный проект, но тоже потом что-то не срослось. Это третья попытка, в ней мы почти дошли до публики. И в этот раз не обошлось без препятствий: коронавирус остановил нас за пять дней до премьеры. Хорошо, что наш режиссер — настоящий оптимист по характеру. Но я не припомню, чтобы было так трудно.

— Как актеры и их персонажи находят друг друга? Есть у актера какая-то главная роль, ради которой он приходит в профессию?

— Мне никогда не хотелось сыграть кого-то конкретно, а хотелось просто играть. Когда юность прошла, я понял, что хочу играть у хороших режиссеров хорошую литературу. Вот два условия. Неважно, главная роль или неглавная. Хороший режиссер, если он тебя видит в этом материале, встроит тебя в него, и ты будешь успешен. Артисты должны иметь успех, тогда и зритель получит удовольствие. Если у артиста неудача, зритель останется равнодушен. В театре так устроено: удовольствие на сцене передается зрителю без посредников, в этом его сила.

— У вас нет такого: хотелось что-то сыграть, а не предложили?

— Нет. Артисты сумасшедшие в том смысле, что им хочется играть бесконечно. И даже те, у кого много ролей, которые всех Гамлетов переиграли, и дядей Ваней, и тетей Маней, они все равно хотят играть. И боятся, что в следующий раз их не займут.

— Когда вы говорите о желании играть хорошую литературу, вы имеете в виду классику?

— Нет, это может быть и современная литература.

— Как определить, хорошая она или нет?

— Если она захватывает. Если ты опытный читатель и видишь, как автор расставляет слова, какого эффекта он этим достигает и тебе становится безумно интересно. И ты начинаешь думать, у тебя возникают сопереживания, соразмышления.

— Кого из современных авторов вы можете привести в пример как хорошего?

— Они есть, но я не так хорошо знаком с современной литературой. На меня производит сильное впечатление Солженицын. Это современный автор, более того — непрочитанный. У меня дома стоят тома, до которых я еще не дошел. Он автор совсем не прочитанный в России. Я помню, как не мог оторваться от историй из «Красного колеса». Я читал фрагмент, описывающий покушение на Столыпина, и как же это было увлекательно: ты присутствуешь в тот момент, в том месте. Какое потрясающее умение автора — затянуть тебя в текст.

— В какой из периодов, когда вы могли наблюдать отечественный театр, он был на пике своего развития?

— Когда был «Современник» на взлете. Это вторая половина шестидесятых, семидесятые годы. Была «Таганка», был «Современник», Анатолий Эфрос, был Товстоногов в своей высшей форме. Какие режиссеры работали одновременно! Помню, Товстоногов в 1973 году поставил в «Современнике», где я тогда служил, спектакль «Балалайкин и Ко» по «Современной идиллии» СалтыковаЩедрина. И это было настолько современно, что, когда телевизионное объединение «Экран» снимало этот спектакль, самые острые реплики были вырезаны, и руководитель театра Олег Табаков был этим очень недоволен.

— Была ли в тот период конкуренция между «Современником» и «Таганкой»?

— Не было. Она могла быть в идеальном смысле: вот мы сейчас сделаем так, как мы можем, и вы сделайте, а мы придем посмотрим! Это была не конкуренция, а радость от неодиночества, от того, что рядом есть единомышленники. В «Современнике» понимали, что «Таганка» хочет правды жизни на сцене, и Товстоногов этого хочет, несмотря на всю казуистику цензуры, которая была очень строгой. И зритель, понимая это, за правдой и ходил в театр. И тогда это соединялось с формулой Гоголя — «театр — это кафедра, с которой можно проповедовать добро».

— А сейчас эта формула работает?

— Работает, конечно. Но театру пришлось пережить шок от снятия цензуры. Сейчас цензура возвращается в другой форме. В первую очередь в форме самоцензуры. Начальству при искусстве удается как-то так все организовать, что люди размышляют: лучше я это сделаю не так, как это думал сделать с самого начала, не так остро, не так впрямую. Тогда был шок от снятия всех запретов, против которых был вооружен театр. Отмена цензуры в девяностых всех разоружила. Это сыграло с театром злую шутку. Появилась литература, запрещенная раньше, и ее все прочли. И очень трудно стало писателям писать что-то дальше, потому что разом появилось много прекрасных образцов. И в театре произошло что-то похожее. Началось топтание на месте. Поэтому тогда были очень важны такие режиссеры, как Роман Виктюк, Валерий Фокин, умеющие выражать смыслы через внешнюю форму. Но все-таки пик у отечественного театра был тогда — сорок-пятьдесят лет назад. К той вершине мы еще не добрались.

— Среди ваших учеников весь цвет отечественного театра. Когда они учились у вас, вы догадывались, что они однажды станут звездами?

— Нам везло и когда я преподавал в команде Олега Табакова, и когда он доверил мне руководство актерским курсом: приходили талантливые ребята. Они и сейчас приходят. Я часто, почти каждый год, бываю председателем выпускной государственной аттестационной комиссии, смотрю дипломные спектакли, подписываю дипломы, ставлю оценки вместе с педагогами, которые учили их четыре года. И я вижу, что в России продолжают валом рождаться драматически одаренные дети. Теперь их даже трудно переварить в условиях рынка: большая безработица среди артистов, не формальная, а по существу. Русским театральным педагогам везет на рождение театральных талантов. Птица видна по полету. Мы берем тех, в ком точно есть зачатки дарования. Все дело в том, разовьются эти зачатки или нет. Их надо развивать, чтобы человек стал конкурентоспособен с получением диплома. Конкурентоспособен до такой степени, чтобы режиссеры стояли за ним в очередь. Дети очень чувствуют заинтересованность в них. Они не дают себе в этом отчета, но чувствуют, что в них крайне заинтересованы. Что подсказки, советы, призывы педагога, иногда даже строгость, доходящая, казалось бы, до жестокости, — это заинтересованность в их судьбе. Чувствуя это, молодежь становится союзником наставника, и они вместе добиваются нужных результатов.

Фото: Стоян Васев

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почем газ для народа? Почем газ для народа?

Для нескольких миллионов семей газификация их жилищ — годами лелеемая мечта

Эксперт
Что лучше, открыть окно или включить кондиционер? Что лучше, открыть окно или включить кондиционер?

Казалось бы, зачем использовать кондиционер, если можно опустить окно...

4x4 Club
«Все придут к плавающим ставкам» «Все придут к плавающим ставкам»

Алексей Теплоухов — о том, почему компании переходят на плавающие ставки

Эксперт
Старикам везде у нас почет Старикам везде у нас почет

Самые уважаемые автомобильные марки в современной России

Автопилот
Самые оборотистые Самые оборотистые

10 главных продавцов товаров и услуг в российском интернете

Forbes
Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом

София Ионеску — первая женщина-врач, которая провела операцию на головном мозге

Forbes
Кокни пацана Кокни пацана

«Джентльмены»: образцовый Гай Ричи в восьми сериях

Weekend
6 простых правил, которые сделают тебя стройной к летнему сезону 6 простых правил, которые сделают тебя стройной к летнему сезону

Как терять вес, получая удовольствие от процесса?

VOICE
Как выбрать складной стол для пикников: 5 важных правил и еще 5 полезных нюансов Как выбрать складной стол для пикников: 5 важных правил и еще 5 полезных нюансов

Собрали все параметры складных столов для пикников, имеющие значение

ТехИнсайдер
Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане? Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?

почему стоит смотреть новую драму Стефана Бризе «(Не)бывшие»?

Правила жизни
Парус, лыжи, кошки, спиннинг… Парус, лыжи, кошки, спиннинг…

В кратер вулкана на лыжах и неделя «вне зоны действия сети»

Вокруг света
Что строили на месте терактов и крупных трагедий в России и мире Что строили на месте терактов и крупных трагедий в России и мире

Что раньше строили на месте крупных трагедий в России и мире

СНОБ
Дух свободы Дух свободы

Подчеркнуто мужское пространство со своей неповторимой атмосферой и харизмой

SALON-Interior
Константин Чайкин: Дело — время Константин Чайкин: Дело — время

История от создателя самых узнаваемых российских часов нового времени

Maxim
Астрономы увидели прорыв ударной волны сверхновой сквозь плотное околозвездное вещество Астрономы увидели прорыв ударной волны сверхновой сквозь плотное околозвездное вещество

Ученые проследили ударную волну сверхновой сквозь плотное околозвездное вещество

N+1
Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду

Случаи, почему течет посудомойка, а также способы, как это исправить

CHIP
Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время» Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время»

Режиссер Александр Коршунов — о новом спектакле и театре «Сфера»

Монокль
Financial Times рассказала о «современном рабстве» в «Опус Деи». Католическая организация принуждает девочек трудиться бесплатно Financial Times рассказала о «современном рабстве» в «Опус Деи». Католическая организация принуждает девочек трудиться бесплатно

Современная католическая организация «Опус Деи» буквально использует рабство

Правила жизни
Мама может Мама может

Преимущества, которые дает женщинам российский закон

Лиза
Как искусственный интеллект обретает лицо и теряет свободу: тренды развития ИИ в России Как искусственный интеллект обретает лицо и теряет свободу: тренды развития ИИ в России

Обоснован ли ажиотаж вокруг ИИ и какие тенденции определят его развитие

Наука
Как управлять телевизором с помощью Алисы Как управлять телевизором с помощью Алисы

Как настроить пульт и каналы на телевизоре для управления Алисой

Цифровой океан
Заряд бодрости Заряд бодрости

Первый корпус новой модели из линейки GTX продемонстрировал неудержимый характер

Y Magazine
Серебряный век: вне направлений, между направлениями Серебряный век: вне направлений, между направлениями

Поэты русского модернизмам, которых обычно числят «вне направлений»

Полка
Интерьер с чистым звуком Интерьер с чистым звуком

Акустический диффузор и интерьер в стиле этнопанк в кирпичном доме

Идеи Вашего Дома
Что сказать при расставании: 6 фраз, которые смягчат душевную боль партнера Что сказать при расставании: 6 фраз, которые смягчат душевную боль партнера

Почему так важно правильно расставаться и как сделать это экологично?

Psychologies
Как убедить родителей пойти к психологу: 8 шагов Как убедить родителей пойти к психологу: 8 шагов

Как понять, что вашим родителям нужна помощь психолога?

Psychologies
Практика добаюкивания: как перепрожить свой детский опыт и дополучить родительскую любовь Практика добаюкивания: как перепрожить свой детский опыт и дополучить родительскую любовь

Клинический психолог рассказывает о том, как и зачем перепроживать детство

Psychologies
Более позднее удаление паховой грыжи у недоношенных детей оказалось более безопасным Более позднее удаление паховой грыжи у недоношенных детей оказалось более безопасным

Стратегия отложенного удаления паховой грыжи у недоношенных детей безопаснее

N+1
6 стратегий, которые помогут влюбленным выразить свои чувства 6 стратегий, которые помогут влюбленным выразить свои чувства

Как поделиться чувствами с «тем самым» человеком?

Psychologies
Про сердце. Факты о здоровье сердца, которые важно знать именно женщинам Про сердце. Факты о здоровье сердца, которые важно знать именно женщинам

Факты о здоровье сердца, на которые женщинам важно обратить внимание

Лиза
Открыть в приложении