19 триллионов оттенков «зеленого»
Почти 20 трлн рублей составят инвестиции в «зеленые» проекты в России к 2030 году, подсчитали в ВЭБ.РФ. Треть этой суммы придется на проекты городской экономики: модернизацию систем транспорта, тепло- и водоснабжения, переработку ТБО и внедрение энергосберегающих технологий
Оценка совокупной стоимости «зеленых» проектов содержится в отчете об устойчивом развитии ВЭБ.РФ за 2022 год (есть в распоряжении «Эксперта»). Согласно этому документу, самым крупным по объему станет блок проектов городской экономики (7 трлн рублей). Еще порядка 5,5 трлн потребуют проекты низкоуглеродной энергетики, а более 4 трлн рублей придется на проекты высокотехнологичных производств.
ВЭБ.РФ здесь выступает сразу в нескольких ипостасях: работает и в команде Минэкономразвития по формированию нормативной базы, и вместе с банками-партнерами в многочисленных проектах городской экономики — от трамвайных и автобусных концессий до строительства современных школ на основе ГЧП. Фокус на внутристрановом ESG c практическими эффектами для качества жизни людей эксперты считают оправданным. А с учетом запроса государства и потребностей экономики в перспективе они прогнозируют значительный рост объема проектов, направленных на достижение технологического суверенитета.
Как подчеркивает первый заместитель председателя ВЭБ.РФ Алексей Мирошниченко, ESG-повестка госкорпорации развития ориентирована внутрь страны, на реальное улучшение качества жизни людей, а не на внешний контур. «Наша стратегия никогда не формировалась внешними факторами (введением трансграничного углеродного сбора и требованиями западных инвесторов в области раскрытий и политик). И для нас ESG никогда не был фраком для светских раутов, который ты надеваешь для выхода в чуждую тебе социальную среду. У нас прагматичный и практичный подход к ESG. Он позволяет реализовывать важнейшие для страны, людей и бизнеса проекты», — говорит Мирошниченко.
Важно, что следование принципам «зеленого» и ответственного инвестирования далеко не всегда означает удорожание проектов. «Мы финансируем солнечные электростанции не потому, что это модно, а потому, что в некоторых энергосистемах по ним достигается ценовой паритет и киловатт-час электричества такой же дешевый, как от генерации на газе. И обновление трамвайных систем по всей России идет не потому, что трамвай не ездит на ископаемом топливе. А потому, что это комфортный, безопасный и экологичный способ добраться до любой точки города за сорок пять минут», — отмечает Мирошниченко.
Инициаторами и инвесторами проектов выступает частный бизнес. Разумеется, некоторые проекты требуют различной степени государственной поддержки — от точечных субсидий и гарантирования спроса до венчурных инвестиций. «Для каждого типа проектов у нас есть корреспондирующий инструмент поддержки. Наша уверенность в вовлечении частных инвесторов базируется на практическом опыте работы Фабрики проектного финансирования и проектных гарантий, хеджирования контрциклических и избыточных проектных рисков для важнейших для страны и людей проектов. Для поддержки «зеленых» проектов мы также будем использовать наш новый инструментарий — фонды акционерного капитала и возможности долевого инвестирования, которые открывает для нас программа инвестиций в технологических лидеров. Мы прекрасно понимаем, что многим “зеленым” проектам не хватает именно капитала», — продолжает Алексей Мирошниченко.
В 2020 году распоряжением правительства ВЭБ,РФ был определен методологическим центром по финансовым инструментам устойчивого развития. Вместе с Минэкономразвития ВЭБ.РФ также участвовал в разработке таксономии проектов технологического суверенитета, утвержденной в этом году. В 2022-м госкорпорация разместила один из самых крупных для отечественного долгового рынка выпуск «зеленых» облигаций — на 50 млрд рублей. Довольно весомо и участие ВЭБа в «зеленых» проектах как кредитора. Их общая стоимость превышает 1,45 трлн рублей, участие ВЭБа в них — 1,1 трлн рублей.
«Удачным в данном случае было бы сравнение с играющим тренером, который и участвует в разработке универсальных метрик для различных отраслей экономики, и реализует конкретные кейсы. Так нарабатывается понимание общих подходов к реализации “зеленых” проектов и ESG-повестки в нашей стране», — говорит координатор экспертного совета подкомитета по «зеленому» финансированию и устойчивому развитию комитета по финансовому рынку Государственной думы Павел Склянчук.
Реализация повестки устойчивого развития с опорой на внутренний рынок и проекты в интересах людей не зависит от внешней конъюнктуры и более предметна, отмечают эксперты. «После ухода ряда иностранных игроков мы видим внедрение национальных стандартов и их принятие отраслевыми сообществами. Повестка развивается на внутреннем треке. Она интересует как внешнеэкономических, так и внутренних игроков, потребителей и инвесторов», — замечает руководитель управления ESG-финансов СПБ Биржи Андрей Вертий. По его словам, активность ВЭБа по всем направлениям ESG содействует развитию и инфраструктуры, и рынков капитала.
«С опорой на реальную практику взаимодействия я оцениваю вклад ВЭБ.РФ исключительно высоко в том, что касается транспортных проектов и городского развития. Например, ВЭБ организовал грандиозную программу обучения на базе Сколково для мэров, главных архитекторов, транспортников и экологов. Каждый из таких проектов дает серьезный мультипликативный эффект», — говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
Среди сдерживающих факторов — затраты на ESG-трансформацию. «Любая трансформация, в том числе ESG, требует финансовых ресурсов, а это накладывает отпечаток в условиях нестабильности на финансовом рынке», — считает директор — руководитель группы рейтингов устойчивого развития «Эксперт РА» Юлия Катасонова. «ESGоблигации — это по-прежнему долг, который надо обслуживать. Нужно также иметь ресурсы, чтобы пройти этап верификации, и проекты, соответствующие национальной “зеленой” таксономии. Необходимыми финансовыми и административными ресурсами и проектами обладают как раз такие институты развития, как ВЭБ.РФ и “Дом.РФ”. Поэтому их активность вполне логична», — отмечает эксперт.
С учетом запроса государства и потребностей экономики проекты техсуверенитета в среднесрочной перспективе будут доминировать. «Сейчас приоритет, конечно же, за технологическим суверенитетом. Ресурсы направляются очень значительные. Это и вопросы, связанные с бюджетным финансированием, и банковское регулирование, когда мы говорим о снижении риска и требований к достаточности капитала», — говорит сопредседатель комитета по инвестиционным банковским продуктам Ассоциации банков России Олег Иванов.
Другим перспективным направлением развития ESG эксперты называют верификацию/рейтингование на пространстве стран — членов ШОС и БРИКС. «Практика ESG-рейтингования и верификации финансовых инструментов на территории Азиатско-Тихоокеанского региона очень развита, поэтому мы надеемся, что государство обеспечит взаимное признание ESG-оценок и верификаций, тем более что все выпуски ESG-облигаций в России верифицировались как минимум по международным стандартам ICMA. Но прежде чем добиться этого признания, необходимо, чтобы в других странах, как и в России, сформировалось регулирование ESG-рейтингования», — подчеркивает Юлия Катасонова.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl