Эксперт-американист Андрей Кортунов: Искушение нарушить РСМД у России гораздо сильнее, чем у США
Растет ли риск ядерной катастрофы? Снижается ли порог применения ядерного оружия? Именно об этом шла речь на встрече представителей государств «ядерной пятерки» — России, США, Великобритании, Франции и Китая, которая проходила 30 и 31 января в Пекине. На ней «исторические» обладатели ядерных арсеналов обсуждали ситуацию, сложившуюся в области глобальной безопасности, в том числе и планируемый выход США из договора о РСМД. О том, чего именно боятся и в чем подозревают друг друга Вашингтон и Москва и растет ли вероятность ядерной войны, «Сноб» поговорил с экспертом-международником, главой Российского совета по международным делам Андреем Кортуновым.
Ɔ. На закончившейся недавно встрече стран «ядерной пятерки» в Пекине Россия и США вновь обсуждали вопрос о судьбе договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) и вновь не достигли взаимопонимания. США наметили курс на выход из договора. Что нам теперь ждать? Готовиться ли к гонке вооружений по ракетам меньшей и средней дальности наземного базирования, производство которых по условиям договора было запрещено?
Выход из договора не означает необходимость его немедленного нарушения. Полагаю, его отмена будет испытанием на сдержанность для России и США — поддадутся ли они искушению выйти за его рамки. Стоит сказать, что для России такое искушение окажется гораздо сильнее. У Америки в настоящее время нет технических возможностей немедленно наладить производство наземных ракет средней и меньшей дальности и тем более разместить их в Европе. Теоретически они могут построить установки для наземного базирования «Томагавков», но это потребует технической работы, а также сложных договоренностей со странами Европы, которые должны согласиться их принять. Притом что «Томагавки» морского базирования могут достать Россию со стороны и Балтийского, и Средиземного моря. У России же, судя по разным косвенным признакам, технологические наработки в этой области гораздо более продвинуты. И новые ракеты можно будет гораздо быстрее установить на действующие серийные носители — те же «Искандеры». Так что вопрос — хватит ли у нас выдержки не воспользоваться имеющимся преимуществом после того, как прекратит действие договор РСМД.
Ɔ. Если есть косвенные признаки, что мы технологически обгоняем американцев в этой ракетной области, то, вероятно, их анализировали и американцы. Какой же смысл в выходе США из РСМД? Стоит ли давать своему потенциальному противнику такой опасный пас?
Решения о выходе из договоров для США являются не столько военными, сколько политическими. Давайте вспомним, как США покидали договор по противоракетной обороне (ПРО). В 2001 году Джордж Буш-младший объявил, что не видит смысла в сохранении договора по ПРО в современных условиях, и после соблюдения необходимых формальностей США из него вышли. Но это не означало, что Америка немедленно бросилась строить противоракетные системы. Никаких наработок в этой области у американцев не было. И фактически несколько лет условия договора продолжали полностью выполняться, хотя юридически США из него вышли. Так что подобными решениями американское руководство просто развязывает себе руки на будущее и зарабатывает поддержку тех внутренних политических группировок, которые в принципе не любят любые ограничения американской силы, посылает определенный сигнал России и Китаю, но не предпринимает немедленных действий. Фактически даже сейчас действующие элементы ПРО в Румынии не являются полноценным нарушением договора по ПРО. Глобальной противоракетной обороны не создано, и не факт, что она появится в принципе.