От хлорофиллов к эндорфинам: почему все помешались на растениях
«РБК Стиль» разобрался, почему все больше миллениалов увлекаются растениеводством и как разбить сады Семирамиды в своей городской квартире.
Выращивание комнатных растений и даже овощей стало крайне популярным занятием: «ВКонтакте», Pinterest и, конечно же, Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) буквально забиты красочными фотографиями интерьеров с фикусами в горшках или зелени на мини-грядках. Блогосфера в массовом порядке делится инструкциями и видеоуроками на тему ухода за растениями и советами по выращиванию помидоров в домашних условиях. Причем занимаются этим не «профессиональные дачники», закупающие рассаду и саженцы на колхозных рынках, а модные стилисты, декораторы интерьеров и бьюти-блогеры. Большинство которых — миллениалы.
Зеленое поколение
«Миллениалы обеспечили более 43% продаж комнатных растений в 2018 году», — утверждает Ян Болдуин, бизнес-консультант по садоводству из Нью-Йорка. Исследование National Gardening Survey показало, что из 6 млн американцев, которые занимались садоводством в этом году, 5 млн были в возрасте от 18 до 34 лет. «У этой группы достаточно большие долги за обучение, и поэтому они вынуждены арендовать дома или квартиры, а не покупать их, — комментирует Болдуин. — А комнатные растения — прекрасный способ украсить свое жилище и сделать это недорого».
Журналист The Independent Кашмира Гэндер посвятила целую колонку трепетному отношению миллениалов к комнатным растениям. «Думаю, я убила Алехандро», — такое сообщение получила однажды колумнистка от двоюродной сестры. Хорошо, что к письму прилагалась фотография: это был не знакомый человек, а кактус. Гэндер рассказала, что, перебравшись в Лондон, они с кузиной привезли с собой десяток растений, чтобы заполнить пустоту в доме. «В возрасте, когда наши мамы уже водили детей в школу, мы поливаем цветочки на подоконнике», — писала она.
В том же материале специалист по глобальным трендам маркетингового агентства Mintel Кэтрин Коттни высказала предположение, что «увлечение комнатными растениями дает миллениалам возможность оторваться от экранов и столкнуться с чем-то осязаемым в реальном мире». Однако это осязаемое тут же становится достоянием социальных сетей: например, аккаунт @UrbanJungleBloggers в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) объединил более 878 тыс. любителей-растениеводов.
По мнению психологов, именно всеобщая сфокусированность на красивой картинке стала одной из главных причин популярности растениеводства в нашем урбанистическом обществе. Мини-сады из неприхотливых кактусов, суккулентов и даже мха, разлапистая монстера или салонные пальмы в стиле ар-деко отлично смотрятся как в модных съемках, так и в интерьерах. А пару лет назад газета The New York Times напечатала большой материал о феномене фикусов (в частности, фикуса лировидного) в дизайне интерьеров, которые назвала главными растениями современного мира. В России же на пьедестале почета их теснят неприхотливые юкки, сансевьера (она же «щучий хвост» и «тещин язык») и калатеи.
Дизайнеры находят все больше способов органично интегрировать мини-сад и вертикальные грядки в обстановку квартир или офисов, и это находит отклик у заказчиков. Так, американская компания Greenery NYC, занимающаяся озеленением интерьеров, увеличила свою клиентуру на 6500% с момента основания в 2010 году.
«Озеленение — это безумный тренд. Мне кажется, Россия его еще не очень поняла, — считает актриса театра и кино Варвара Щербакова, основательница проекта Plants For Friends. — Но все равно за последний год появилось много горшечных озеленителей, таких же, как мы. Люди хотят, чтобы дома их что-то связывало с природой. Среди нас очень много людей, которые любят растения, но не связаны с ними профессионально — врачи, учителя. Мой папа, бывший военный, а сейчас сотрудник страховой компании, просто так озеленил трехэтажный офис».
«Цветы стали мои увлечением, потому что это красиво, — смеясь, комментирует Анастасия Блинова, одна из администраторов Facebook-сообщества "Цветочная группа". — С одной стороны, такое мое увлечение — чистая случайность (мне подарили пальму и понеслось), а с другой, — довольно естественное желание заботиться о чем-то и видеть результат своей заботы. Знаете, как гласит известная в «растительных» сообществах поговорка: «plant lady is a new cat lady» («леди с растениями — это новая леди с кошками», — «РБК Стиль»). Может быть, так как я пока не готова по ряду причин брать ответственность за жизнь собаки или кота, растения стали моим котиком. Интересно искать редкие растения и приятно, когда тропические растения чувствуют себя дома хорошо, — кажется, что ты хакнул природу. Очень радуюсь, когда удается правильно все укоренить: из одного фикуса сделать два и подарить второй другу».