Эффект «зловещей долины»: могут ли роботы сделать нас счастливыми
Помогать детям лучше усваивать учебный материал, ухаживать за пожилыми, выполнять скучную работу и даже контролировать наши решения — Forbes Life рассказывает, как роботы делают нашу жизнь лучше.
Робототехника ассоциируется со сферой IT-технологий, но своим появлением роботы обязаны отнюдь не техническому прогрессу — еще задолго до возникновения первых машин писатели мечтали о создании «механических людей», хотя сделаны эти воображаемые «протороботы» были совсем из других материалов — например, знаменитый Голем из легенд средневековых алхимиков был изготовлен Львом Бецалелем из глины, в «Фаусте» Гете описана попытка вырастить человекоподобного гомункулуса в колбе, конечно, нельзя не вспомнить Франкенштейна и его монстра. Само слово «робот» имеет славянские корни, оно впервые вышло из-под пера чешского писателя Карела Чапека в пьесе «R. U. R.» в 1920 году — автор предсказал спецификацию роботов, а также много других аспектов кибернетики вплоть до создания роботами новых роботов. Но уже у Чапека роботы из помощников, призванных облегчить жизнь человеку, превращаются в разрушителей и берут власть в свои руки. Насколько далек от реальности классический сюжет из фантастических книг о революции роботов? И могут ли роботы на самом деле делать нашу жизнь счастливее?
Мы любим, когда роботы управляют нами
Компании уже давно осознали преимущества перекладывания нудной работы на плечи роботов-помощников (среди стремительно роботизирующихся компаний можно назвать таких гигантов, как Amazon, DHL, Uber), но остаются опасения, что сотрудники, по-прежнему работающие на подобных позициях, будут чувствовать свой труд обесцененным. Исследования лаборатории по информатике и искусственному интеллекту передового американского института MIT показали, что эти опасения напрасны, если корректно выстроить совместную работу машины и человека — более того, роботы вполне могут мирно управлять людьми и люди будут этому только рады.
Ученые из MIT пришли к неожиданному выводу, что, если машинам дать больше автономии, наделить их дополнительными полномочиями — все участники процесса от этого только выиграют. В ходе эксперимента люди и роботы работали в трех типах условий: в первом случае задачи роботам и людям ставили люди, во втором машины давали задачи работникам, в третьем варианте один человек ставил задачи сам себе, другому задачи давал робот. Второй вариант показал наибольшую эффективность — работники говорили, что при полностью автоматизированном управлении роботы «лучше понимали их» и «повышали эффективность команды». Конечно, это не означает, что людьми управляли некие киборги, речь идет скорее о задачах, которые расписываются, делегируются и координируются с использованием алгоритмов. Эффективность работы растет, потому что машины способны создавать и предлагать запасной план действий автоматически, тогда как у людей это требует зачастую больших временных и эмоциональных затрат.
Мой друг робот
Другая проблема касается восприятия внешнего вида роботов. Есть так называемый эффект «зловещей долины» (uncanny valley) — дискомфорта, который мы испытываем при столкновении с роботом, который выглядит и действует почти как человек. Это явление было впервые описано японским ученым Масахиро Мори: в 1978 году он провел опрос, результаты которого оказались весьма неожиданными. До определенного предела, как и предполагалось, была строгая закономерность — чем больше робот был похож на человека, тем симпатичнее он казался участникам опроса. Но внезапно наиболее близкие по внешним признакам к человеку роботы оказывались не просто неприятны людям, но вызывали чувство страха и дискомфорта. Именно на этом эффекте «жуткого» при сближении