«Единственный способ побороть зависимость — жить счастливо»
Вырваться из замкнутого круга зависимости от вещества, игры или отношений с другим человеком вполне реально, но при одном условии. Зависимым приходится учиться жить счастливо, по-другому нельзя — иначе сорвутся. Но если им удается наладить интересную жизнь без дополнительной стимуляции, она становится ярче и насыщеннее, чем у большинства «здоровых людей».
Как понять, когда «просто увлечение» перерастает в зависимость? Если ребенок успевает в школе, посещает кружки, находит время на хобби, общается с друзьями, выполняет обязанности по дому, но при этом иногда «зависает» в смартфоне, гаджет в этом случае выступает лишь как приятное приложение к жизни. Но если начинает страдать учеба, теряется интерес к прежним увлечениям, родителям стоит задуматься.
У зависимого все подчинено предмету зависимости, будь то вещество, игра или отношения с другим человеком. Нарушается привычный ритм: человек тратит на «объект страсти» все больше времени, урезая часы сна, работы, заботы о себе. Меняется круг общения. Страстно увлеченного чем-то или кем-то словно затягивает в другую реальность. И вот уже перед нами другой человек — закрытый, раздражительный, а порой и агрессивный.
Взрослый меняется — дети впитывают
«Самая сильная мотивация работать над собой — у зависимых людей, — объясняет психолог Наталья Пыжьянова. — Возможно, они достигают ощутимых результатов, поскольку просто вынуждены учиться жить качественно. Рядом с ними всегда стоит зависимость — хроническое, прогрессирующее, смертельное заболевание, и они знают, что, если с этим ничего не делать, их ждет один из трех вариантов развития событий: тюрьма, больница или смерть. Вот и приходится взрослым людям учиться навыкам, вполне естественным для большинства: слушать себя и говорить о своих чувствах, планировать действия и анализировать поступки, строить близкие отношения, заботиться о себе и других».
И когда этому учатся взрослые, для находящихся рядом детей это не проходит бесследно. Результаты этого процесса хорошо заметны на детских группах: ребята менее тревожны, свободно и естественно говорят о своих чувствах. «Папа сказал, что надо говорить, я и говорю», — объясняет 15-летняя Светлана. Ее папа — выздоравливающий наркоман, срок «чистоты», как говорят между собой зависимые, — 9 лет. И Света свободно, огорошивая других, не привыкших к этому детей и взрослых, делится на занятиях чувствами: ей обидно, что кто-то отпустил язвительный комментарий насчет неудачного рисунка, ее раздражает, если все время перебивают и не дают закончить мысль.
Обычно дети знают, что их родители зависимые. Честность с собой и с другими — одно из основных условий выздоровления. Тогда в семье нет «скелета в шкафу» — тайны, о которой все знают, но не говорят вслух. Когда это общеизвестный факт, в семье гораздо меньше напряжения и дети воспринимают «особенность» своих родителей как заболевание, что соответствует действительности. «Тогда с детьми можно честно говорить об этой болезни — ее проявлениях, симптомах и предрасположенности, — поясняет Наталья Пыжьянова. — Многие выздоравливающие родители приводят детей на группы для профилактики, потому что понимают: у них все шансы стать зависимыми. Да и родители сами с удовольствием приходят к нам на занятия — играют друг с другом и с детьми, делятся опытом и чувствами».