Женщины XXI века: меняются и меняют
Что происходит с гендерными ролями в XXI веке?
Напоминаю, что: пол – совокупность биологических и физиологических характеристик, определяющих принадлежность к М или Ж. Гендер – совокупность видов поведения, ролей и свойств, которые общество относит к какому-то из полов.
Сначала – немного истории.
В отличие от западного мира, и особенно Америки, где женщины много десятилетий провели дома (жестко постулировалось, что деньги приносить может только мужчина, а значит, и работать тоже), советские женщины довольно рано, по меркам патриархального общества, вышли на работу. В связи с этим можно предположить, что они не находились в финансовой зависимости от мужей уже лет 70 как минимум. Все это время в обществе пропагандировался образ «работницы», это было нормально и почетно. Высшее образование среди женщин тоже в СССР поощрялось – хоть и было ограничено несколькими отраслями.
Равноправие? Ну, не совсем. Дело в том, что эти возможности давались женщинам все равно «сверху», теми же мужчинами, строго в рамках дозволенного. От женщин при этом все также ожидалось, что они будут «хранить очаг» и обслуживать семью в быту (та самая пресловутая «вторая смена»). Это предлагалось делать дополнительно к работе – и все-все успевать. Последствия такого общественного договора мы с вами расхлебываем до сих пор.
Есть ли изменения? Да, конечно
1. Роль домохозяйки и хранительницы очага. Как я уже писала в статье про мужские гендерные роли (февральский номер «Домашнего Очага»), потихоньку до мужчин стало доходить, что домашние дела – это нудно, трудно и долго, и надо бы их делить по справедливости, чтобы женщинам они целиком не доставались. Идея о женской «природной склонности» к домоводству, готовке, шитью и прочим видам обслуживания осталась, кажется, только у старшего поколения (причем и у женщин тоже). Нынешние 20- и 30-летние девушки более прогрессивны и больше ценят свое время и свой труд, предпочитая в том числе нанимать кого-то для помощи по дому (кстати, среди нанимаемых уборщиков постепенно появились мужчины, о чем будет еще сказано далее).
2. Привлекательность. Долгое время от женщин ожидалось, что своим внешним видом они будут услаждать взоры мужчин. Их полезность где угодно оценивалась исходя из того, являются ли они «украшением». Даже поздравления с 8 Марта в обязательном порядке включали акцент на внешности: будьте красивыми, вечно молодыми и т. д. Быть женственной означало быть красивой и ухоженной (причем под ухоженностью имелся в виду именно привлекательный внешний вид, а не чистота и здоровье).
В последние 10–20 лет это общественное требование начинает сдавать позиции, медленно, но верно. Вдруг оказалось, что женщины – не красивые куклы для интерьера, а такие же люди, как и мужчины. И, как мужчины, они вольны иметь любую внешность. А еще – могут носить удобную, а не красивую одежду и обувь, могут не делать макияж и маникюр и – страшно подумать – даже эпиляцию ног! Что же будет дальше? Самой интересно.