Самооценка: родом из детства
Как она формируется, что помогает ей быть «здоровой», а что, напротив, вредит? И как мы можем помочь нашим детям вырасти уверенными в себе, в своих талантах и возможностях?
Что такое самооценка?
Самооценка – это то, как мы к себе относимся. Считаем мы себя скорее ценными и достойными уважения, заботы и любви. Или не считаем.
Если подумать об этом глубже, то можно увидеть, что самооценка вырастает из способности любить себя в своей «реальной ценности»: быть в состоянии идентифицировать свои сильные стороны и ограничения, уметь гордиться первыми и терпимо относиться ко вторым; способность стабильно любить себя таким, какой есть.
Самооценка сильно связана со способностью планировать и достигать поставленных целей, которые, в свою очередь, должны быть достаточно реалистичными и мотивирующими, а не настолько нереалистичными, чтобы их достижение было скорее связано с удачей, а не с прилагаемыми усилиями. Чтобы чувствовать себя комфортно с самим собой, важно, чтобы расстояние между тем, кто вы есть, и тем, кем хотели бы стать, было стимулирующим, а не непреодолимым.
Если внутренняя планка слишком высока, то полученный опыт будет источником постоянного разочарования, а если слишком низкая, то будет быстро становиться скучно.
Если у человека есть проблемы с самооценкой, он не может ни принять себя, ни полюбить себя таким, какой он есть сейчас, в настоящее время. Он судит себя слишком жестко, еще сильнее повреждая самооценку и попадая в порочный круг, из которого может быть сложно выбраться.
Самооценку формирует опыт
Самооценка формируется из нескольких источников опыта и с возрастом интегрируется в достаточно устойчивую внутреннюю конструкцию.
Первый источник – самый глубокий и ранний опыт отношений с людьми, которые заботятся и ухаживают за ребенком. Младенец с рождения нуждается в человеке, который поможет ему выжить. Обычно таким человеком является мама или другой взрослый, который выполняет роль мамы. Младенец не способен понимать, что с ним происходит: голоден ли он, устал ли, напуган или ему хочется физического и эмоционального контакта. Понять, что с ним происходит, и ответить на эту потребность – задача того взрослого, кто заботится о ребенке. Качество этого раннего опыта и становится первым источником самооценки. Если опыт хороший (мама может достаточно быстро понять и ответить на нужду ребенка), это становится опытом удовлетворения и базового переживания себя как того, кто достоин любви и заботы. Не за достижения, не за успехи, а просто потому что ребенок – живой человек и ценен сам по себе, как ценна любая жизнь. Эта первичная забота – тот самый дар любви, который родители делают для ребенка, инвестируя в него не почему и не зачем, а просто так.
По мере роста и развития ребенка будет трансформироваться и любовь родителей, в которой появляется больше опоры на поведение ребенка. Родители заинтересованы в том, чтобы их дети были успешны среди других людей, не отвергнуты обществом, поэтому их задача – помочь детям усвоить, что является приемлемым и одобряемым в социуме, а что – нет. Для ребенка это означает, что ему придется отказаться от возможности делать все, что ему хочется, и когда ему хочется, чтобы быть одобряемым родителями и другими людьми. Постепенно внешние требования и ожидания от ребенка усваиваются и становятся внутренними, формируя систему морали/совести и внутреннее представление об «идеале Я». Внутренняя система морали в дальнейшем вознаграждает хорошее поведение чувством гордости и уважения за себя, а плохое – наказывается чувством вины или стыда.