Почему в индустрии моды существует рабство
Устойчивое развитие в моде, о котором так много говорят в последнее время, привлекло внимание к вызванным модной индустрией экологическим проблемам. А вот этические остаются в тени. Одна из больших глобальных проблем моды сейчас — трудовое рабство. Esquire рассказывает, как оно остается возможным в 2019 году и как с ним пытаются бороться
Почему рабство в моде вообще существует?
Для того чтобы при нынешних скоростях и масштабах производства футболка из масс-маркета по-прежнему стоила 300 рублей, она должна быть сшита из быстрорастущего (и обработанного пестицидами) хлопка, на ее производство уйдут кубометры воды, и в результате качество будет настолько низким, что вам придется выбросить ее через пару стирок. Индустрия моды поймала себя в ловушку: чтобы увеличивать прибыль, брендам нужно производить новые и новые вещи все чаще и в бóльших объемах. Это оборачивается перепроизводством и стократным ростом количества текстильного мусора. Но если об экологическом кризисе отрасли сейчас стали активно говорить, то о том, что копеечную футболку кто-то еще должен сшить, почему-то забывают.
Попытки максимально удешевить производство и получить как можно больше прибыли от продажи дешевых товаров быстрой моды — это и есть корень современного рабства в модной индустрии.
Бренды размещают заказы на пошив своих изделий на тех фабриках и в тех странах, где материалы и труд дешевле, и часто не задумываются о том, за счет чего достигается эта дешевизна. Несмотря на то что в Европе и Америке принимаются законы, обязывающие производителей одежды открыто публиковать информацию об источниках материалов и путях поставок, это не гарантирует прозрачности (а значит, и исключения возможности использования рабского труда) в работах, происходящих за пределами страны.
Например, в Великобритании подобный закон действует с 2016 года, но импорт одежды, в производстве которой мог быть задействован рабский труд, оценивают в $9,3 миллиона ежегодно. Под подозрение попадают и масс-маркет-ретейлеры, и люксовые бренды. А недавнее расследование The New York Times показывает, что в регионе Синьцзян на территории Китая более миллиона уйгуров (тюркоязычный коренной народ, населяющий запад Китая) были насильно помещены в трудовые лагеря, часть из них принуждают работать на фабриках по пошиву одежды, которые выполняют в том числе заказы американских брендов.