Потерпите!
Не очень удобно? Не страшно – вы привыкли. Не очень подходит – переживете. И вообще, другим хорошо, значит, и вам неплохо. В крайнем случае потерпите. Психолог Евгения Немировская объясняет, почему иногда терпеть – это очень вредно.
- Вы приходите к свекрови после плотного обеда (и вообще вы на диете), но поддаетесь на уговоры съесть кусок ее фирменной шарлотки, которую она испекла специально для вас.
- Вы не покупаете себе новую юбку, потому что сын «умирает, как хочет новую приставку», а бюджет не резиновый – юбка подождет.
- Вам в очередной раз не достался кусок любимой мясной запеканки, которую обожают домочадцы и съедают дочиста.
- Вы обещали семье сходить в выходные в парк развлечений. И вот суббота, утро, у вас ПМС, и единственное, о чем вы мечтаете, – спрятаться под одеялом и пробыть там весь день. Но вы «берете себя в руки», одеваетесь и едете «веселиться».
- Вы подготовили все документы для нотариуса, но муж опоздал к назначенной встрече, и теперь необходимо переделать справки. Вы переделываете.
- Ваша лучшая любимая подруга – девушка полная. Ваши домочадцы «ласково» зовут ее «наш жиртрестик». Вам неприятно, но вы уже привыкли, они же не в лицо ей это говорят, а «просто шутят».
Все эти ситуации объединены одним: вы неизменно ставите интересы ваших близких выше своих и «делаете хорошую мину при плохой игре» – терпите неприятные для вас слова и поступки домочадцев, нарушение ваших границ и прочие факторы, которые причиняют вам дискомфорт. Терпите, терпите.
Почему терпеть вредно?
Когда мы терпим, то есть жертвуем своими интересами ради других, даже самых любимых и родных, в нас неизменно в ответ рождается агрессия – даже если мы не чувствуем этого или не отдаем себе в этом отчета. Агрессия – нормальная реакция на вторжение в границы, а когда мы терпим, мы, по сути, «выдаем визы», легитимизируем это вторжение. Агрессия – это энергия, терпеть – значит подавлять энергию. Точнее, пытаться подавлять, потому что вообще-то долго подавлять энергию невозможно. Возможно контролировать поведение, но не чувства и эмоции. Можно не замечать их, отрицать или вытеснять, однако от этого они не исчезают.
Итак, агрессия рождается, мы ее подавляем. Что с ней происходит дальше? Где она складируется? Она хранится в нас самих, копится внутри, а потом, когда мы переполняемся ею, она взрывается и сносит все, что попадется на пути. В психологии это иногда называется «внутренний вулкан».
Во-первых, накопленная агрессия разрушает нас самих. Это проявляется в психосоматических заболеваниях, повышенной раздражительности, общем плохом самочувствии и даже в нежелании общаться с родными. Кроме того, мы тратим значительные внутренние ресурсы на попытки подавить агрессию (попробуйте успокоить вулкан!), а ресурсы – вещь ценная и трудно восполнимая.
Во-вторых, агрессия смещается и расплескивается против нашего желания, и мы нападаем не на того, кому агрессия предназначается, а на того, кто оказывается рядом и, как правило, слабее нас – на собственных детей, на подчиненных, на случайных людей на улице. А срываясь на невиновных, закономерно испытываем чувство вины.
В-третьих, агрессия может вылиться и на самого виновника: в самый непредсказуемый момент, когда последняя капля переполняет резервуар, мы внезапно сорвемся в ответ на незначительный вопрос, вызывая непонимание и недоумение. Это не способствует конструктивному решению проблем в отношениях, а может лишь усугубить их.