Опасный рынок. Почему иностранные инвестфонды даже не смотрят на недвижимость в России
Новые иностранные игроки не приходят на рынок недвижимости в России. Что мешает развитию конкуренции?
Иностранные фонды крайне слабо представлены на рынке недвижимости России, особенно после кризиса 2008-2015 годов. Активность «Морган Стэнли», PPF, LOTTE Group не очевидна. Sponda Plc в рамках новой стратегии планирует упрощение структуры деятельности, перенос акцентов и углубление развития основных сфер деятельности и рост рентабельности, но не в России. В связи с этим в рамках новой стратегии компания Sponda планирует прекратить свою деятельность в России в течение ближайших трех-пяти лет. Группа IMMOFINANZ приняла решение продать пять торговых центров, и все в Москве: три «Золотых Вавилона», «Пятая авеню» и «Гудзон»; общая площадь объектов — 465 000 кв. м.
Из последних резонансных сделок можно привести, пожалуй, только одну: покупку знаменитого здания Военторга на Воздвиженке китайской инвестиционной компанией Fosun бизнесмена Гуо Гуанчана совместно с российской Avica.
Такая ситуация в первую очередь связана с политическими рейтингами и рейтингами инвестиционной привлекательности страны. По мнению аналитиков агентства Bloomberg, наиболее привлекательными для инвестиций развивающимися странами в 2018 году являются Мексика и Турция. Индия и Китай заняли последние места в рейтинге, а Россия попала на 15-е место, разместившись между Бразилией и Таиландом.
Для составления подобных рейтингов аналитики на практике используют комбинацию нескольких показателей: объем и динамика ВВП, сальдо текущего счета для каждой отдельной страны, оценка суверенных активов, эффективный валютный курс и суверенный кредитный рейтинг. Если суммировать все полученные данные, то с учетом текущей ситуации всевозможных санкций получается, что новые игроки даже и не смотрят в сторону России. Отсутствие интереса к российским проектам в последние несколько лет на выставке коммерческой недвижимости MIPIM в Каннах — еще одно тому подтверждение.