Семья / Отношения
Дети и соцсети
Как научить ребенка безопасному поведению в Интернете
Отпустить» детей во Всемирную сеть рано или поздно придется. Важно не то, что происходит там вне вашего контроля, а знаком ли ребенок с правилами безопасности и доверительные ли у него отношения с родителями.
Анна: «Я очень боюсь подросткового возраста. Дети такие скрытные становятся. Просто не знаю, что буду делать, когда мой сын станет таким. Хочется, чтобы он все рассказывал, советовался с нами, как сейчас».
Наталья: «Мы всегда были с дочерью подругами. И сейчас ничего не изменилось. «ВКонтакте» я у нее в друзьях, вижу все, что она там делает. Честно скажу, мата там хватает. Я попыталась поговорить с ней, что это не норма общения. В ответ получила, что это ее страница и ее личная жизнь, и если я хочу там присутствовать, то должна смириться с тем, что она там такая».
Сергей: «У нас с сыновьями четкая договоренность – раз в неделю я захожу на их страницы и проверяю, что они там делают. Для их же безопасности. Без обид».
Пока дети покоряют Интернет, взрослые спорят о том, что лучше: явно или скрыто контролировать поведение в Сети («ребенок может не увидеть опасности для себя и попасть в беду», «пусть лучше злится на меня, но зато живой и здоровый будет») или же опираться на доверие («тотальный контроль учит врать, разрушает отношения»).
В защиту и той и другой точки зрения можно привести немало аргументов. Почти каждый из нас может вспомнить истории, когда родительский контроль или доверие оборачивались явным вредом или, наоборот, серьезным благом. Универсального рецепта «как правильно» не существует: все семьи разные, в них живут люди с разным жизненным опытом, личной историй и ресурсами. Конечно, научить детей безопасному поведению можно и нужно, но сначала стоит разобраться, зачем вообще дети проводят время в соцсетях.
Что они там делают?
Наиболее активные пользователи соцсетей – подростки. Более младшие дети заводят аккаунты в Сети скорее потому, что это модно, страница есть у родителей, старших сестер или братьев, у одноклассников.
Задачи подросткового возраста – отделение от родителей, поиск себя и получение опыта выстраивания близких (дружеских или любящих) отношений со сверстниками. Решаются все эти задачи в общении, и именно общение в первую очередь привлекает подростков в соцсетях.
Помимо утилитарных плюсов, например, возможности создать групповой чат и что-то обсудить сообща, о чем-то быстро договориться, социальные сети обладают и некоторыми психологическими «бонусами».
Тут широкие возможности для самопредъявления и получения быстрого отклика. Разместил фотографию, клип, цитату – получил лайки, смайлики, комментарии. Чтобы получить активные отклики в реальном общении, потребовалось бы гораздо больше времени и усилий!
Можно написать в статусе, что-нибудь вроде: «Как сложно человеку улыбаться, когда душа отчаянно кричит». И кто-то откликнется, спросит о том, что случилось, поддержит.
Виртуальных друзей заводить гораздо легче. Подростку важно понимать: он значим, интересен, крут. Есть 150 друзей в соцсети – можно не замечать, что в реальности друзей гораздо меньше.
Общаться через экран монитора гораздо проще, это создает иллюзию меньшей уязвимости. Неудачную фотографию или запись можно убрать, сказать, что разместил ее «по приколу». В реальности, глядя в глаза друг другу, сделать вид, что «ничего не произошло» или «мне все равно, что вы обо мне думаете», труднее. Стыд – чувство, которое подростки испытывают регулярно и с которым им труднее всего справляться, и возможность укрыться за экраном, и правда, ценна. Надоело общаться, что-то задело – можно мгновенно уйти.
Для выражения чувств есть смайлики. Сказать в лицо другому человеку, что ты на него, например, злишься, на порядок сложнее, чем поставить значок. Чтобы заговорить о своей потребности во внимании противоположного пола, достаточно указать «В поиске» или заинтриговать окружающих пометкой «Все сложно». А попробуйте так в живом общении!
Подолгу общаясь в соцсетях, подростки часто не умеют в реальности выстраивать отношения, осознавать и обозначать свои чувства, замечать другого. Общение в Сети учит самопредъявлению, но не учит тому, как проявить интерес и эмпатию, учесть обратную связь. Если виртуальное общение превалирует над реальным или даже замещает его, это негативно сказывается на развитии личности.