Директор медиасервисов «Яндекса» — о сериалах, стриминге и «КиноПоиске»
«РБК Стиль» встретился с Ольгой Филипук, директором по развитию медиасервисов «Яндекса», и расспросил ее о сериальных трендах, «Чернобыле» и Netflix.
В начале июня «КиноПоиск», входящий в число медиасервисов «Яндекса» наряду с «Яндекс.Музыкой» и «Яндекс.Афишей», анонсировал новый сериальный сезон. Обещают много супергеройских сериалов DC, масштабных драм, аниме, запоминающихся комедий и мультфильмов. Разбираемся, как работают стриминговые сервисы в России и чем они отличаются от мировых.
— Расскажите, как онлайн-кинотеатры, и КиноПоиск в том числе, формируют базу сериалов и фильмов?
— Во-первых, мы лицензируем контент всех голливудских студий-мейджоров (Disney- 20th Century Fox, Universal, Sony, Paramount и Warner Bros) и мини-мейджоров (BBC, Lionsgate, MGM, Sky, Freemantle). Во-вторых, заключаем лицензионные договоры с российскими кинотеатральными дистрибьюторами, владеющими правами на зарубежные фильмы — в основном английские и европейские. В-третьих, сотрудничаем с локальными производителями и студиями. В результате у нас больше 100 лицензионных договоров и более 5 тыс. фильмов и сериалов в библиотеке.
Одновременно онлайн-платформы периодически соревнуются за право первого показа особо ожидаемых картин. Мы мониторим, насколько наша аудитория вовлечена в ту или иную кинопремьеру, какую долю от бокс-офиса фильма составляют продажи билетов в кино на «КиноПоиске» и других сервисах «Яндекса», и решаем, стоит ли бороться за эксклюзив. Но чаще стараемся выкупать эксклюзивные права на сериалы — сделать так, чтобы мировые премьеры были доступны в первую очередь по нашей подписке.
— Что из последнего удалось заполучить?
— Комедии. Например, британский мини-сериал «Семейный брак» про кризис отношений взрослой пары в озвучке Михаила Шаца и Татьяны Лазаревой. Помимо комедий, эксклюзивно показываем сериалы вселенной DC Comics, культовое аниме и драмы. Однозначно стоит посмотреть «Болотную тварь» (хит июня от DC), неонуар «Предприятие "Божий дар"» и взрослую анимацию «Крайний космос». Также по совместной подписке «КиноПоиск+Амедиатека» мы показали финал «Игры престолов» и мегапопулярный «Чернобыль».
— Как вы считаете, насколько Netflix повлиял на потребление контента?
— Он перекроил индустрию. Первым ввел логику выпуска всех серий одновременно, многие стриминговые платформы последовали за ним — появилось понятие «запойного смотрения». Еще 3–4 года назад индустрия была настроена скептически, потому что правила выпуска фильмов и сериалов работали десятилетиями. И Netflix скорее казался хулиганом, чем прогрессивным новатором. Плюс, он первым привлек в собственные проекты звезд класса А — режиссеров, сценаристов и актеров. Первым начал экспериментировать с интерактивными сериалами. И вот голливудские студии уже вынуждены догонять Netflix, создавая собственные стриминговые платформы типа Disney+ и Warner Media и производить оригинальный контент для интернета.
Мне нравится тренд на телевизионные фильмы-события, заданный HBО. Например, большой резонанс был от фильма «Покидая Неверленд». Мини-сериал «Чернобыль», получивший самую высокую оценку IMDB и высокую оценку на «КиноПоиске», подтвердил тренд на смешение телевизионного и киножанра. Бюджеты сериалов сравнялись с бюджетами хороших полнометражных фильмов, голливудские актеры больше не избегают ТВ-проектов. Например, оскароносный Бен Кингсли сыграл одну из главных ролей в сериале «Предприятие "Божий дар"». Леонардо Ди Каприо продюсирует серию документальных фильмов для Netflix. Выходить онлайн больше не стыдно. И это тренд индустрии развлечений. Metallica и Rammstein тоже долго противились музыкальному интернет-стримингу, а сейчас — на «Яндекс.Музыке».