«Чем хуже у меня что-то получается, тем больше мне это нравится»
«Делай хорошо или не делай совсем!» — многим из нас родители привили такое отношение к жизни, деятельности, разного рода занятиям и хобби. Но не ограничивает ли нас такое убеждение? Не лишаем ли мы себя удовольствия от процесса, заведомо зная, что результат будет не особо впечатляющим? Своей историей делится писательница Кристина Ванвурен
Мне всегда нравилось писать. В четвертом классе я написала продолжение «Бесконечной истории» (детская книга немецкого писателя Михаэля Энде — Прим. ред.) еще до того, как его выпустил автор. Я сочиняла мрачные стихи и исписывала тетрадь за тетрадью планами на взрослую жизнь.
Поскольку мне нравилось писать и неплохо это получалось, родители так всем и говорили: «Наша Кристина — писательница». Ввиду того, что это происходило с раннего возраста, я привыкла думать о себе в таком ключе. Это нечто большее, чем просто «я люблю писать» или «у меня неплохо получается сочинять». Это занятие стало казаться мне основополагающей частью идентичности.
Когда меня начинало увлекать что-то другое: каллиграфия, рисование, гитара, скейтбординг, слежка в духе агентов ФБР — родители напоминали, что действительно хорошо у меня пока получается только писать, а значит, на этом и надо сосредоточиться. Думаю, в этот момент в сознании закреплялась установка: те качества, которыми ты обладаешь (ум, способности), просто даны тебе от природы, изменить их нельзя, и надо работать с тем, что имеешь. Противоположная и более здоровая установка: считать, что абсолютно любые способности можно развить.