«Женщина, на паровоз!»
Женщин в кабине машиниста электропоезда уже давно не видели — ни в подземке, ни на поверхности. А ведь когда-то они вели поезда по путям не хуже мужчин! И снова будут это делать с начала 2021 года. Первыми их увидят пассажиры Московского метрополитена.
Женская работа
Несмотря на специфическое разделение труда по половому признаку, женщины много работали всегда и даже занимали высокие позиции — от княгини Ольги до Софьи Ковалевской. И всё же устои и быт традиционного общества подавляли женский потенциал. Веками идеалом женщины считалась хранительница семейного очага, мать и хозяйка. Немцы свели этот идеал в лаконичную формулу трёх К — Kinder, Küche, Kirche («Дети, кухня, церковь»).
Всё изменил промышленный переворот. Высокая грамотность, урбанизация, появление множества новых профессий, техники, средств контрацепции и бытовых услуг избавили огромное число женщин от нескончаемых домашних хлопот. Дамы ворвались на рынок труда, а затем и в политику. С начала прошлого столетия грань между профессиями мужскими и женскими стремительно стиралась, хотя несправедливое неравенство в зарплатах и праве на некоторые виды работ сохранялось.
Советская Россия стала страной-экспериментатором и первой допустила женщин ко множеству специальностей, которые прежде считались скорее мужскими. Уже в 1928 году женщин среди рабочих — 28,8%, а в 1940 году — 43%. Ограничения на женский труд существовали и в СССР, но долгое время закон не формулировал их чётко, и в эпоху индустриализации они часто не соблюдались. В 1930-е годы появились женщины-торфяницы, трактористки, метростроительницы, работницы металлургии и химической промышленности… А затем и машинисты паровозов.