Два герцога: Ришельё против Бэкингема
Противостояние Англии и Франции в начале XVII века — это ещё и противостояние двух амбициозных и могущественных министров. Французского кардинала Ришельё и английского Джорджа Вильерса, герцога Бэкингема.
Джордж Вильерс, герцог Бэкингемский, любимец двух королей
В XII главе «Трёх мушкетёров» Дюма наконец выводит на свет из тьмы парижских улиц нового персонажа. «Ему было тридцать пять лет, и он недаром слыл самым красивым вельможей и самым изысканным кавалером как во всей Франции, так и в Англии. Любимец двух королей, обладатель многих миллионов, пользуясь неслыханной властью в стране, которую он по своей прихоти то будоражил, то успокаивал, подчиняясь только своим капризам, Джордж Вильерс, герцог Бэкингемский, вёл сказочное существование, способное даже спустя столетия вызывать удивление потомков».
Ни слова неправды, разве что возраст: герцогу в 1625 году, когда его встретил книжный д’Артаньян, было на три года меньше. Но всё равно всё немного не так.
Любимец Якова
Епископ Глостерский Годфри Гудмен вспоминал Бэкингема как необычайного красавца. Другие современники подчёркивали его грациозность и утончённость. Некоторые признавались, что испытывали к герцогу влечение, далёкое от невинного восхищения, — так, об этом свидетельствует переписка Уильяма Лауда, будущего архиепископа Кентерберийского: ему снилось, что Бэкингем разделил с ним ложе. Но ничто не могло сравниться с той страстью, которую испытывал к герцогу немолодой английский король Яков I.
Яков в письмах называл Бэкингема то своим сыном, то своей женой. Тот, в свою очередь, клялся, что до самой смерти будет любовником короля.
Яков даже оправдывался за свои чувства перед королевским Тайным советом: «Я не Бог и не ангел, я такой же человек. Да, я люблю графа Бэкингема больше, чем кого-либо». Но при этом уточнял, что речь идёт о христианской любви и дружбе с соратником: «У Христа был Иоанн, у меня — Джордж».
Король заметил Джорджа Вильерса, когда тому был 21 год. Яков увлёкся, забыл о своём фаворите Роберте Карре. Враги Карра воспользовались этим и выдвинули Вильерса на первый план. За несколько лет амбициозный красавец получает последовательно титулы виконта, графа, маркиза и, наконец, герцога. Ему можно было всё, он фактически отвечал и за внутреннюю, и за внешнюю политику Англии. Бэкингем, нимало не смущаясь, со всем возможным прагматизмом заботился и о росте своего влияния, и о личном богатстве. Король устроил ему выгодный брак с Кэтрин Мэннерс, баронессой Рос. Затем Бэкингем взял в свои руки таможенные сборы с ирландских графств, которые осели в его личной казне. Парламент затеял расследование злоупотреблений, и Бэкингема спасло только личное заступничество короля.
Наставник Карла
Второй король в жизни герцога — это Карл I. Бэкингем заботился о наследном принце, учил его танцевать и всячески опекал. В 1623 году герцог отправился с принцем в Испанию, чтобы устроить его брак с инфантой Марией. Это было не просто путешествие, а настоящий плутовской роман. Герцог и принц поехали инкогнито, под псевдонимами Джон Смит и Томас Смит, никого не предупредив в Мадриде. По пути они навестили сестру инфанты, французскую королеву Анну Австрийскую. В Мадриде Бэкингем и будущий король попытались тайно увидеть инфанту, а уже потом официально представились двору. Бэкингем нарушил все мыслимые правила этикета, которыми так дорожила Испания. Много месяцев он в недопустимом тоне вёл переговоры о возможном браке, даже предлагал выкрасть