Наследник без престола
Долгие годы Павел ждал корону, являясь законным наследником трона. Он грезил о царской власти с детства, но и взрослым его не допускали до государственных дел.
С рождения Павел Петрович был лишён того, что необходимо для развития здоровой личности, — родительской любви и общества сверстников. Едва появился на свет — его отобрали у матери. Воспитанием занялась двоюродная бабка: императрица Елизавета Петровна мечтала вырастить из младенца своего преемника. Она наняла мамок и нянек, а когда мальчику исполнилось четыре года — и первого учителя, перед которым поставила задачу: внушить ребёнку, что он «будущий мужчина и Царь».
Цесаревич
С раннего детства Павел рос в уверенности, что станет государем. Один из воспитателей, Семён Порошин, описал случай, когда задремавшего мальчика спросили: «Дремлешь, батюшка?», на что тот ответил: «Я царствую...»
Со сверстниками Павлу играть почти не разрешали, детей он видел лишь изредка — на маскарадах. Родителей к воспитанию не допускали, но они и сами мало им интересовались. Ни Пётр, ни Екатерина не любили сына и видели в нём, скорее, конкурента, чем родное дитя.
Когда Павлу исполнилось шесть, его поручили заботам нового наставника — Никиты Панина, воспитывавшего мальчика в течение десяти лет и сыгравшего важную роль в становлении его мировоззрения. Панин был масоном, поддерживал идеи Просвещения и мечтал устроить в России конституционную монархию.