Спуск на Эверест
Даже в XXI веке, когда вся поверхность планеты хорошо исследована и прекрасно обозревается из космоса, у каждого из нас есть шанс совершить великое географическое открытие. Правда, для этого придется отправиться ниже, в холодные и мокрые пещеры, куда еще не ступала нога человека.
Эпоха Великих географических открытий осталась далеко в прошлом. Берега Антарктиды были исследованы еще полтора века назад, последней значительной находкой стал архипелаг Северная Земля, обнаруженный в 1913 году. Однако в одной области географии открытия продолжаются до сих пор. Крупнейшая пещера в мире – вьетнамская Шондонг, залы которой достигают 200-метровой высоты, – была обнаружена лишь в 2009 году. А глубочайшие пещеры Веревкина и Крубера, расположенные в Абхазии, были промерены полностью только в 2010-х.
«На глубине 2150 м пещера Крубера заканчивается озером диаметром примерно полтора метра. Дальше свод постепенно понижается, и вода уходит под него, – рассказывает крымский спелеолог Геннадий Самохин, спускавшийся в эту темную бездну. – С аквалангом я погрузился еще на 50,5 м, хотя там не просто ныряешь, а скорее протискиваешься в трещину, кое-где выдыхая, чтобы пролезть. Но если кто-то еще хочет – пожалуйста, пусть погружается глубже. Поставит новый рекорд».
Геннадий Самохин
Председатель совета Российского союза спелеологов, глава Крымского отделения Русского географического общества, старший преподаватель кафедры землеведения и геоморфологии Крымского федерального университета:
«Не так давно в Крыму появился новый уникальный туристический объект. При строительстве дороги гидромолот случайно пробил купол подземного зала, открыв большую пещеру. нам удалось сохранить ее и взять под опеку университета. Были сделаны удивительные находки, одними только костями древних животных заполнили десяток грузовиков… Сегодня мы превратили пещеру в крупный проект, который привлекает тысячи туристов. И подобное можно устроить почти в любом регионе России: интересные пещеры, естественные или искусственные, есть везде».
Вода и камень
Пещеры в земной коре появляются десятками разных способов. Их могут выкопать люди, строя метро или добывая полезные ископаемые, после извлечения которых остаются целые лабиринты подземных шахт, тянущиеся на десятки и сотни километров. Пещеры могут образоваться при раскалывании скальных массивов, хотя такие трещины редко уходят более чем на несколько сотен метров в глубину. Вулканические пещеры своим рождением обязаны излиянию расплавленной магмы: под застывшей у поверхности коркой она продолжает течь, пробивая длинные ходы. Таких тоннелей много на Гавайских островах и, вероятно, на Луне, где они сохранились еще со времен геологической активности спутника.
Однако девять из десяти пещер формируются в ходе карстовых процессов, связанных с действием воды. Вбирая из атмосферы углекислый газ, вода получает слабые кислотные свойства и сравнительно легко растворяет многие горные породы: известняк, гипс, каменную соль, мел и даже мрамор. Мельчайшие трещины, куда просачивается влага, постепенно разрастаются, сливаются друг с другом и углубляются до тех пор, пока жидкость не найдет выход где-нибудь ниже, вплоть до уровня моря. Реже можно наблюдать обратный процесс, когда вода накапливается под землей на «подушке» из непроницаемых глин или базальтов и уже оттуда под давлением пробивается сквозь карстовые породы на поверхность, выплескиваясь родником.
«Существует множество определений того, что же такое пещера, и одно из самых важных отталкивается от гидрологии, – говорит Геннадий. – Как только трещины становятся достаточно широкими, течение воды в них переходит от ламинарного к турбулентному. Нелинейные завихрения переводят процесс растворения породы на совершенно новый уровень. Обычно такое происходит при диаметре около сантиметра или пары сантиметров, и с этого момента можно говорить о появлении пещеры. Но для нас это только зародыш, ведь исследовать такие тоннели невозможно. Поэтому я считаю, что лучшее определение – это "подземная полость, доступная для человека"».