Свободное падение
Купающиеся марсельские докеры и нью-йоркские неоновые вывески вдохновили Фернана Леже на революционные изменения
Французский художник Фернан Леже полжизни разными способами пытался решить одну и ту же многогранную задачу – как избавить живопись от изобразительных догм прошлого (кстати, его ранние работы, написанные в стили кубизма, оказали немаловажное влияние на формирование неопластицизма в Нидерландах и конструктивизма в Советском Союзе).
На источник вдохновения, позволивший продвинуться в дальнейших изысканиях, Леже набрел в погожий день 1940 года в марсельской гавани, где увидел загорелых купальщиков, прыгавших с берега в морские глубины. «Я сразу же был поражен траекторией их бронзовых тел в солнечном свете и воде. Чудесное, плавное движение. Именно с этих ныряльщиков началось все остальное: акробаты, велосипедисты, музыканты», – вспоминал впоследствии Леже, говоря о сериях своих полотен и литографий на любимые сюжеты: циркачи на арене, горожане, отдыхающие на природе... Художник начал изображать всех этих людей в новой манере – не привязывая цвет к форме.
Тогда, в тревожные 1940-е, жизнеутверждающий сюжет о юных ныряльщиках помог ему пережить непростое время. В Марсель Леже привела не лучшая доля – он ждал там пароход, чтобы через Лиссабон уехать в Соединенные Штаты Америки из охваченной войной Европы, из частично оккупированной немцами Франции, где в то время уже начали преследовать авангардистов.
В Штатах Леже вспоминал о марсельцах, наблюдая за толпой в разноцветных купальных костюмах в общественном бассейне. Его завораживало пестрое смешение тел, отрывавшихся от земли перед погружением в глубину и на миг, казалось, избавлявшихся от гравитации. Продолжая работу над начатой во Франции серией «Ныряльщики», Леже старался освободить персонажей от контекста, цвет – от формы, а свое искусство – от традиций натуралистического изображения людей в пейзаже.