Учение не для всех
Самым известным документом эпохи Александра III оказался всего один небольшой доклад: так называемый «Циркуляр о кухаркиных детях».
Cвой печально знаменитый доклад министр народного просвещения Иван Делянов подготовил в 1887 году. Вопреки заблуждению, это был вовсе не закон, и подписи царя под ним нет. А все положения документа (составленного от первого лица) носили рекомендательный или декларативный характер. Более того, циркуляр через 13 лет был отменён, а словосочетание «кухаркины дети» в докладе отсутствует вовсе (автора неформального названия циркуляра история не сохранила, и оно считается народным. — «Дилетант»). Но на десятилетия небольшой текст превратился в символ антинародной политики предпоследнего монарха из дома Романовых в сфере образования.
Образование для богатых
В последней четверти XIX века многие представители высшей власти искренне считали гимназии и университеты рассадниками революционных идей. А главными проводниками «антиправительственной смуты» предполагались выходцы из низших сословий. Соответственно, следовало перекрыть путь в студенты разночинцам. Подобное мнение властных элит лишь окрепло после убийства Александра II. И ограничения для приёма в учебные заведения детей недворянского происхождения казались вполне естественной мерой для сохранения устоев самодержавия.
И всё же высшая власть не решилась на прямой закон, где были бы чётко прописаны инструкции о привилегиях выходцев из высших сословий при поступлении в средние и высшие учебные заведения перед детьми из «неблагополучных» слоёв общества. Вместо этого на свет появился полусекретный доклад под названием «О сокращении гимназического образования». В документе говорилось, что следует «достигнуть цели отвращения наплыва в гимназии детей лиц, не соответствующих по домашней их обстановке среднему образованию». Далее следовало уточнение: «при неуклонном соблюдении этого правила гимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».
Циркуляр содержал и важный совет для исполнения перечисленных «пожеланий». Дело в том, что поступление в гимназии проходило с помощью экзаменов. А для не очень хорошо подготовленных детей (то есть тех, чьи родители не могли обеспечить должное домашнее обучение) при гимназиях имелись подготовительные классы. Вот эти-то классы и предлагалось закрыть.
Отдельно упоминалось «недопущение в гимназии детей евреев из низших сословий». А при приёме детей богатых евреев следовало руководствоваться «известным процентом приёма». Исполнение всех перечисленных «соображений» возлагалось на руководителей гимназий. Им-то и был разослан документ «для ознакомления».