Тюрьма как доходное место
Одна из старейших действующих тюрем Соединённых Штатов Америки подарила миру полосатую униформу, новые принципы перевоспитания трудом и… казнь на электрическом стуле. Неслучайно именно в Оборнскую тюрьму Теодор Драйзер поместил приговорённого к смерти Клайда Грифитса, героя «Американской трагедии». А главное, пожалуй, в том, что острог в Оборне дал имя новой исправительной системе, по образцу которой впоследствии создавались тюрьмы по всему миру.
Государственная тюрьма в небольшом городке Оборн (Оберн) стала второй, построенной в штате Нью-Йорк после тюрьмы в Нью-Гейте. Её главной задачей было спасти нью-гейтскую тюрьму от переполненности и исправить обнаружившиеся в ней недостатки, в частности, излишний гуманизм тюремщиков.
Строительство тюремного здания началось в 1816 году, когда в США уже на протяжении 20 лет обсуждались различные варианты реформы исправительной системы. В 1817–1818 годах в тюрьму в два этапа перевели 140 заключённых из других тюрем. Они должны были возводить стены своей темницы под руководством опытного плотника Уильяма Бриттена, который и стал затем первым начальником заведения. Здание представляло собой главный корпус с двумя расположенными под прямым углом к нему флигелями для размещения камер и мастерских. Сидельцев предполагалось содержать в двухместных камерах с вентиляцией и отоплением, однако по ходу строительства в проект вносились изменения, в частности, был устроен корпус для одиночного заключения.
Трансформация первоначального плана тюрьмы происходила под влиянием идей надзирателя капитана Линдса, стремившегося учесть опыт других узилищ. Он отказался от заковывания арестантов в цепи, как это было принято ранее, но ввёл постоянный надзор, как в Паноптиконе Иеремии Бентама, для чего выходящие в коридор фасады камер были полностью зарешечены. Именно так и по сей день устроены многие американские тюрьмы.
В Оборне впервые ввели строгую изоляцию заключённых. Камеры были устроены таким образом, что арестанты не могли видеть товарищей по несчастью. Соблюдение суровых правил внутреннего распорядка поддерживалось физическими наказаниями за любые провинности. В таких условиях заключённые болели, сходили с ума и предпринимали попытки к бегству. В тюрьме то и дело вспыхивали беспорядки, к которым в 1821 году присоединились даже простые горожане, возмущённые жестокостью надзирателей. Губернатор Джозеф Йейтс, посетив тюрьму с инспекцией в 1823 году, тут же освободил нескольких страдальцев, содержавшихся в одиночках. В том же году здание тюрьмы, включавшее мастерские и высокую стену вокруг комплекса, было завершено.