В чем причины и содержание очередного поражения русской демократии

ДилетантИстория

Опрично-земские порядки в российской истории

Юрий Пивоваров

Опричники в Новгороде. Михаил Авилов, 1915 год

Пытаясь понять причины и содержание очередного поражения русской демократии, я обратил внимание на то, что в нашей истории, во многом вследствие деятельности её главных и любимых народом героев (Иван Грозный, Пётр Великий, Иосиф Сталин), возникала, по существу, одинаковая и, по существу, тупиковая ситуация. При всём естественном различии эпох, в которых действовали эти персонажи, они приходили к одной и той же социальной конфигурации. Я бы назвал её так: опричнина — земщина.

Опричнина по-грозненски и по-петровски

Отказавшись от экспериментов Избранной рады (50-е годы XVI века), поскольку они не обеспечивали усиления царской власти, а, напротив, «демократизировали» социальный порядок (понимаю всю условность используемой терминологии), Иван IV «придумал» следующий механизм. Бóльшая (в количественном отношении) часть страны живёт вроде бы, как и жила, в рамках привычных, традиционных форм. Рядом же создаётся новое общество, которое освобождено от этих форм и которому «всё позволено». Таким образом, возникает феномен расколотого социума, где одним велено изображать (и вести) жизнь в старых её формах, а другим дозволено делать с этой земщиной всё, что захочется и прикажут.

По-своему такая расстановка сил, как это ни парадоксально, была выгодна обеим сторонам. Она, на самом деле, воспроизводила социально-властную диспозицию, к которой Русь привыкла, адаптировалась за примерно два с половиной столетия монгольского ига. То есть это ордынский порядок, где в роли опричнины — Орда, а земщины — Русь. И когда я сказал, что и земщине выгоден такой порядок, то имел в виду то, что другой был непредставим.

Иван Грозный и его мамка. Карл Вениг, 1886 год

Почему же он провалился? Иван Грозный не сделал главного шага — того, который почти через полтора столетия удался его наследнику Петру. Он не придал этому сконструированному расколу культурно-мировоззренческого антагонизма, что, кстати, предполагала классическая ордынская модель. С одной стороны — кочевая, языческая, затем мусульманская, по преимуществу тюркская Орда, с другой — земледельческая, христианская, славянская Русь.

В конце XVII века у Петра Алексеевича на руках были все козыри, полный инструментарий для конструирования этого самого культурно-мировоззренческого антагонизма. Причём, как и в случае с Иваном Грозным, новой «ордынизации» России предшествовал период «демократических» экспериментов другой Избранной рады — «правительств» Фёдора — Софьи — Голицына (70–80-е годы XVII века). И потому Петру Алексеевичу уже не надо было самому ставить «демократические» опыты, которые вели всю систему к бóльшей социальной плюрализации и расширению зоны свободы.

Пётр Великий, император России. Поль Деларош, 1838 год

Два десятилетия он создавал новую опричнину, говорящую по-немецки, и новую земщину, которая вроде бы живёт по-старому — никто ведь не отменял Соборного уложения его папы. Итак, Пётр учёл историческую недоработку Ивана Грозного. Он помнил, как земщина разгулялась в начале XVII века и, несмотря на усилия деда и отца, довольно вольготно для русских условий гуляла до конца столетия.

Петровская европеизированная опричнина хорошо знала и эффективно делала своё дело. Это было связано ещё и с тем, что и здесь Пётр пошёл дальше своего предшественника. Иван Васильевич, расколов правящий слой, не довёл начатое до политического конца. То есть не истребил поголовно не принятых в опричнину крупных, средних и мелких «феодалов», которые и учинили на развалинах грозненского орднунга «лихие нулевые» (XVII век, Смута). Пётр же сделал всё правильно. Сначала, в качестве социального предупреждения, порубил головы «оппозиционерам» и, тем самым запугав и усмирив правящее сословие, превратил его скопом в новых опричников. Иными словами, заставил отречься от своего «феодальства» и от своей земской русскости (теперь они считали себя «немцами»).

Дело Петра простояло дольше, но в целом тоже недолго. Сразу после его смерти начался, по сути, хотя это и не было так заметно, другой период. Оказалось, что и петровская опричнина не столь крепка и эффективна, как ему хотелось. Внутри неё мгновенно разгорелась свара, она раскололась на враждебные группировки и имела дерзость менять людей на троне. В конечном счёте доигралась до того, что получила свободу (1762 год). И это было мщением Петру…

О каждом из нас заботится Сталин в Кремле. Советский плакат 1940 года

Социалистические новации

Схожим образом действовал Иосиф Виссарионович. Его опричниной была верхушка советского общества, составленная из партийных, чекистских, хозяйственных, военных номенклатурщиков. Им тоже было всё позволено по отношению к той части социума, которая в неё не вошла. Советской же земщине дали всё, чтобы она считала себя самой счастливой: и лучшую в мире конституцию, и лучшее образование, и самую справедливую систему социальной защиты, и бесплатное жильё, и поразительно комфортное оптимистическое мироощущение.

Разумеется, поскольку в этот раз земщина была так щедро облагодетельствована, сталинская опричнина-орда для того, чтобы самой существовать и дальше (заметим, в русской истории земщина всегда могла обойтись без опричнины, а наоборот — никогда), была вынуждена ввести некоторые ограничения- «изъятия». Так, табуизировались любые, кроме утверждённого на сегодня, мировоззрения (здесь очень важно «на сегодня»: верность тому, что было «на вчера», квалифицировалась как смертное преступление). Временно, до момента окончательной победы коммунизма, отменялись основные права человека. И даже те, которыми разрешали пользоваться, осуществлялись только по позволению опричнины. Навсегда отказались от выборов. Но иного и быть не могло, ведь в социалистическом обществе не было антагонистических противоречий — значит, и фундаментального конфликта интересов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Властелин Европы посреди Атлантики Властелин Европы посреди Атлантики

Святая Елена стала местом смерти Наполеона и рождения наполеоновской легенды

Дилетант
Чем хороши новые Genesis G70 и GV70 Чем хороши новые Genesis G70 и GV70

Оцениваем возможности новых автомобилей корейской марки Genesis

Esquire
Цербер Святой Елены Цербер Святой Елены

Кем был генерал Хадсон Лоу?

Дилетант
Как модель для сборки Как модель для сборки

Шварцвальд: времена меняются, но не все в мире спешит меняться вместе с ними

Вокруг света
Однорукий герой Однорукий герой

При атрибуции портретов иногда ключевым признаком является внешность персонажа

Дилетант
Холодная космическая футурология: что почитать у писателя-астрофизика Аластера Рейнольдса Холодная космическая футурология: что почитать у писателя-астрофизика Аластера Рейнольдса

Рассказываем, на какие произведения Аластера Рейнольдса стоит обратить внимание

Популярная механика
Операция «Поимка» Операция «Поимка»

Пётр I хотел во что бы то ни стало вернуть сбежавшего из России сына

Дилетант
Роботы и тяга к блаженству: почему эксперты обеспокоены тем, что ИИ может стать гедонистом Роботы и тяга к блаженству: почему эксперты обеспокоены тем, что ИИ может стать гедонистом

Что такое вайрхэндинг и как он связан с искусственным интеллектом?

Популярная механика
Сахаров: портрет на фоне эпохи Сахаров: портрет на фоне эпохи

Что заставило академика Сахарова вступить в противостояние с политбюро и КГБ?

Дилетант
Японские макаки оказались любителями зимней рыбалки Японские макаки оказались любителями зимней рыбалки

Японские макаки из долины Камикочи научились ловить рыбу

N+1
Разведка доложила точно Разведка доложила точно

Есть мнение, что агентурная сеть сыграла определяющую роль в Курской битве

Дилетант
YouTube-шоу, мерч и квесты: кто заработал на хайпе вокруг «Игры в кальмара» YouTube-шоу, мерч и квесты: кто заработал на хайпе вокруг «Игры в кальмара»

Сколько предприниматели и блогеры заработали на «Игре в кальмара»

Forbes
Московский год Лжедмитрия I Московский год Лжедмитрия I

Москвичи встретили Лжедмитрия I колокольным звоном, а вскоре растерзали его

Дилетант
В 4000-тысячелетней гробнице под храмом Хатшепсут нашли коллекцию ритуальных предметов В 4000-тысячелетней гробнице под храмом Хатшепсут нашли коллекцию ритуальных предметов

Жрецы храма фараона-женщины использовали древнюю усыпальницу как тайник

N+1
«Новгороду быть!» «Новгороду быть!»

Почему Нижний Новгород Нижний и Новый

Дилетант
Шум катеров с бензиновыми двигателями помешал матерям-гриндам отдыхать и кормить детенышей Шум катеров с бензиновыми двигателями помешал матерям-гриндам отдыхать и кормить детенышей

Как катера с бензиновыми двигателями влияют на гринд

N+1
Дело об убийстве угличском Дело об убийстве угличском

Дело розыскное 1591 года, об убийстве царевича Дмитрия Иоанновича

Дилетант
6 различий между умными и мудрыми людьми 6 различий между умными и мудрыми людьми

Возможно, куда полезнее быть не умным, а мудрым?

Psychologies
Наполеон III: тень дяди-корсиканца Наполеон III: тень дяди-корсиканца

Племянник Наполеона I отчаянно пытался обрести славу великого полководца

Дилетант
Детей в Древнем Перу отлучили от груди на третьем году жизни Детей в Древнем Перу отлучили от груди на третьем году жизни

Биоархеологи исследовали останки 48 детей, похороненных около 2500 лет назад

N+1
Сценарий, написанный жизнью Сценарий, написанный жизнью

Иной раз жизнь выдаёт такие «коленца», что сценаристам остаётся лишь записывать

Дилетант
Мой ласковый и нежный сталкер: история женщины, для которой преследователь стал единственным родным человеком Мой ласковый и нежный сталкер: история женщины, для которой преследователь стал единственным родным человеком

Историю девушки, которая искала смысл жизни, а нашла телефонного маньяка

Esquire
Михаил Пиотровский: «Заставляем людей думать» Михаил Пиотровский: «Заставляем людей думать»

Как принималось решение, касающееся эрмитажного экспоната? Чем живёт Эрмитаж?

Дилетант
20 способов изменить жизнь прямо сейчас 20 способов изменить жизнь прямо сейчас

Вот что можно сделать уже сегодня

Psychologies
Тюрьма Сугамо: культура забвения Тюрьма Сугамо: культура забвения

История первой в Японии тюрьмы, устроенной по европейскому образцу

Дилетант
Пограничное состояние Пограничное состояние

Александр Добровинский с нежностью вспоминает месть любимой женщины

Tatler
Нечаянный император Нечаянный император

Николай I — царящий надо всеми жандарм, исполняющий свой государственный долг

Дилетант
Кислотность среды повлияла на дисперсность сополимеров Кислотность среды повлияла на дисперсность сополимеров

Дисперсность целевого полимера уменьшается при добавлении кислоты

N+1
Миротворец-империалист Миротворец-империалист

Весь период правления Никита Сергеевич отчаянно боролся за мир

Дилетант
Василий Кандинский. Голос сердца Василий Кандинский. Голос сердца

Эти предзакатные минуты в Москве Василий Васильевич всегда особенно любил

Караван историй
Открыть в приложении