Точёный профиль
В Михайловском замке в Петербурге до 2 сентября проходит выставка, организованная Государственным Русским музеем к 200-летию со дня рождения удивительного костореза середины XIX века — мастера-самоучки Якова Памфиловича Серякова.
Выполненные Серяковым бюсты и медальоны восхищали современников портретным сходством. И даже сегодня, в век высоких технологий, эти работы поражают тонкостью резьбы. К сожалению, не все персонажи Серякова нам известны. Но при подготовке выставки одному из бюстов удалось вернуть имя.
В 2005 году Государственный Эрмитаж приобрёл у коллекционера Михаила Ромма костяной бюст военного, вырезанный Яковом Серяковым в 1854 году. Сам владелец, изучавший наследие мастера, решил, что это портрет князя Петра Романовича Багратиона. Считалось, что его аналогичный бюст, только 1852 года, хранится в музее «Хиллвуд» в Вашингтоне. Но в 2008 году исследователь творчества Серякова Владимир Пахатов в своей монографии подверг «княжескую» версию сомнению, поскольку бюст в Хиллвуде оказался совершенно другим. Он действительно представляет князя Петра Багратиона, который имел иную внешность и награды, чем те, что мы видим на бюсте 1854 года. В свете этих фактов при подготовке выставки в Михайловском замке её научный руководитель и автор каталога Евгения Петрова обоснованно перевела бюст в разряд «неизвестных».
Тончайшая резьба Серякова позволяет по рисунку шитья на воротнике мундира, по вензелям Николая I на эполетах с бахромой и по аксельбанту утверждать, что перед нами императорский флигель-адъютант в чине полковника. Но на этом аналогии с бюстом в Хиллвуде заканчиваются. На груди офицера мы видим лишь одну медаль «За усмирение Венгрии и Трансильвании в 1849 году». Отсутствие других медалей означает, что полковник не участвовал в войнах начала николаевского царствования — Русско-персидской, Русско-турецкой и польской. То есть на военную службу он, очевидно, поступил уже позднее.