Супрематизм сквозь время
В 1919 году антрополог Альфред Крёбер вывел закон цикличности моды. Будучи на тот момент оригинальной, корнями эта идея уходила в античность. Ещё Платон, Аристотель, Гераклит и многие другие подмечали цикличность в развитии культуры и искусства. Направление супрематизма в авангардной живописи однажды возникло, потом преобразовалось, затем почти утратило актуальность, а спустя десятилетия снова стало трендом, и уже не только в живописи.
Выставка на Марсовом поле в Петербурге в декабре 1915 года называлась «0,10». Ноль — это число предметных форм на картинах. Десять — начальное число участников, хотя в итоге их было 14. Казимир Малевич на той выставке представлял новую идею в абстрактном искусстве, название которой придумал сам. Супрематизм, от латинского «супремус» — наивысший, доминирующий, провозглашал главенство цвета над всеми остальными составляющими картины. Многие коллеги-кубисты решили дистанцировать свои произведения от чудака-новатора и обозначились как «Комната профессионалов живописи». Малевич же повесил в своём углу таблички «Супрематизм живописи». На двух стенах висели холсты с разными геометрическими фигурами, а между ними, наверху, как икона в традиционном для неё месте, расположился «Чёрный квадрат». Зародыш всех возможностей, как называл его автор. Остальные работы как бы происходили из него, а саму эту форму Малевич считал изначальным, базовым элементом искусства.
Философия художника заключалась в беспредметности. Картины не содержали конкретного образа, привычного для всех видов живописи, существовавших ранее. Квадрат был символом статики, но его можно было перемещать и вращать, и тогда появлялись другие формы — кресты, прямоугольники, линии, круги, — которые уже тяготели к бесконечному движению. Этому «ускорению» форм сопутствовало и изменение цветов, а вершиной искусства Малевич считал белую стадию, когда динамика вновь переходит в статику, но уже белого цвета. Высшей степенью свободы художника и чистоты творческой жизни автор представлял пустой холст — без цвета и без форм. Зритель в этом случае якобы может сам выбирать, что нарисует его воображение, а значение автора