История Миры Мурати, которая работает в OpenAI и участвовала в создании ChatGPT
Среди тех, кто стоит за созданием нейросети ChatGPT — 35-летняя Мира Мурати. Она работала над автомобилем Tesla Model X, занималась технологией захвата движения в Leap Motion, а затем пришла в OpenAI, где теперь является техническим директором. Forbes Woman рассказывает о ее карьере в мире высоких технологий
В ноябре 2022 года компания OpenAI представила свою последнюю разработку — чатбот ChatGPT, который умеет с поразительной правдоподобностью «разговаривать» на естественном языке. За несколько месяцев он смог сдать экзамен на получение степени MBA в Уортонской школе бизнеса при Пенсильванском университете, экзамен на получение медицинской лицензии в США, несколько экзаменов на юридическом факультете Университета Миннесоты (а в России — написать дипломную работу, которую затем удалось защитить в РГГУ). «У вас блестящий ребенок», — иронизирует корреспондент Time. «Мы не ожидали такого сильного волнения от прихода нашего ребенка в этот мир. Скорее испытывали по этому поводу трепет. Мне любопытно посмотреть, в каких областях он начнет приносить людям пользу, а не только поражать новизной», — отвечает технический директор OpenAI Мира Мурати.
От железа к искусственному интеллекту
Мира Мурати родилась в Албании, но в 16 лет уехала в США. Она окончила Инженерную школу Тайера при Дартмутском колледже со степенью бакалавра в области машиностроения. Ее первым местом работы стала французская аэрокосмическая компания Zodiac Aerospace (сейчас входит в Safran Aerosystems), которая производит оборудование для самолетов. А затем в 2013 году Мурати пришла в Tesla — работать над кроссовером Model X.
Этот автомобиль был представлен годом ранее и в 2013-м как раз должен был поступить в продажу. Но поставки начались только в 2015-м. Объясняя двухлетнюю задержку, основатель Tesla Илон Маск отмечал: «Model X — особенно сложный автомобиль. Возможно, это самый сложный автомобиль в мире. Я не уверен, что будет сложнее». Авторы многочисленных обзоров с восторгом описывали двери в форме крыла сокола, способность разгоняться до 100 км/ч за 3,1 секунды, систему очистки воздуха, умную пневмоподвеску и систему Autopilot — набор функций помощи водителю вроде центрирования полосы движения, самостоятельной парковки и полуавтономного вождения.
«Полная автономия на самом деле ограничена программным обеспечением, — говорил Илон Маск позже. — Оборудование для ее обеспечения существует. Так что речь на самом деле идет о разработке продвинутого узкого искусственного интеллекта для работы автомобиля. Я хочу подчеркнуть: узкого — мир он не захватит, но сможет хорошо водить машиной». Чтобы обучать этот ИИ, компания еще в 2014 году начала устанавливать первые версии Autopilot на все свои серийные автомобили. Датчики, входящие в аппаратную часть, собирали данные, благодаря которым совершенствовалось программное обеспечение.
Тогда-то инженер Мурати и «заболела» искусственным интеллектом. В 2016 году она покинула должность старшего менеджера по продукту в Model X и перешла в компанию Leap Motion.
Leap Motion разрабатывала жестовое управление в AR/VR на основе технологии захвата движения и в 2016 году как раз выпустила обновление Orion: используя контроллер, похожий на Kinect для XBox, оно позволяла отобразить в виртуальной реальности руки пользователя, которыми можно было «брать» виртуальные объекты.