Собиратели земель
Иван Калита только начал процесс централизации русских земель вокруг Москвы, и именование «собирателя земель» досталось не ему, а его прапраправнуку Ивану III. В европейской истории примеров такого, растянутого на века, «собирательства» тоже немало.
Филипп II Французский
(1165–1223)
Филипп Август стал первым королём, называвшим себя «король Франции», а не «король франков», и первым из Капетингов передавшим управление государством наследнику, не коронуя его при жизни.
Вступив на престол в 15 лет, Филипп обнаружил, что, будучи королём, он совершенно не имеет в своём королевстве реальной власти: его личный домен включал Иль-де-Франс, Орлеан и Пикардию. За пределами этой весьма небольшой территории правили крупные феодалы, причём многие из них и вовсе были вассалами Плантагенетов, то есть английской короны. Будучи не только превосходным полководцем, но и мастером интриг, Филипп блестяще претворил в жизнь принцип «разделяй и властвуй»: мятежная Фландрия была ослаблена, победа над Плантагенетами привела к тому, что земли к северу от Луары — Анжу, Турень, Мэн и вся Нормандия — перешли под власть Филиппа. Влияние Плантагенетов в Бретани также было уничтожено: Филипп женил на наследнице герцогства своего кузена.
Филипп покровительствовал городам, понимая, что коммуны — его союзники в борьбе с влиянием феодалов. В итоге городские общины приобрели частичную свободу от феодалов. Одновременно он провёл ряд административных реформ, также способствовавших усилению королевской власти.
К концу правления король Франции стал самым могущественным феодалом в королевстве, а само королевство превратилось в одно из самых процветающих государств в Европе.
Эдуард I Английский
(1239–1307)
Эдуард Длинноногий (будущий король дорос до 188 см, за что и получил это прозвище) прекрасно разбирался в законах и музыке, знал четыре языка, обожал шахматы. Независимый характер юноши привёл к ссылке в Гасконь — отец, как считается, увидел в сыне конкурента и, опасаясь его растущей популярности, услал с глаз долой. В Гаскони Эдуард подавил несколько восстаний, попал в плен, успешно из этого плена сбежал, женился и даже отправился в крестовый поход. Там его и застала новость о смерти отца.