«Слово фюрера в каждый дом»
Главным орудием нацистской пропаганды в Третьем рейхе было радио. А среди главных нацистских преступников, представших перед Нюрнбергским трибуналом, оказался радиоведущий.
Министерство народного просвещения и пропаганды, возглавляемое доктором философии Паулем Йозефом Геббельсом, стремилось обеспечить каждому немцу доступ к радио. Геббельс поручил инженеру Отто Грисингу создать технически простой, лёгкий в массовом производстве и недорогой радиоприёмник для народа. Так появился «Народный приёмник», или «Народное радио» (нем. Volksempfänger) марки VE301. Он стоил вдвое дешевле других моделей. К тому же «Народное радио» можно было купить в рассрочку. Низкая цена была не единственной причиной популярности «Народного радио»: оригинальный VE301 имел привлекательный дизайн в стиле ар-деко.
Под девизом «Слово фюрера в каждое учреждение, в каждый дом» нацисты начали массовое распространение радиоприёмников. Из предназначенной для покупателей VE301 инструкции можно было, наряду с техническими параметрами, узнать о плане Геббельса по распространению радио среди населения Третьего рейха. В одной из брошюр утверждалось, что радио объединяет «город и деревню, народ и правительство, рабочих и служащих, стариков и молодёжь». Реклама позиционировала «Народное радио» как посредника в деле сплочения немецкого народного сообщества, который поможет сделать Германию снова великой, сильной и процветающей, донесёт политические, культурные и экономические идеи национал-социализма в каждую немецкую семью.
Национальная эмблема в виде имперского орла рядом с диском настройки характеризовала радиоприёмник как инструмент государственной пропаганды. Дизайн более поздних моделей «Народного радио» наряду с орлом включал и нацистскую свастику.
«Рыло Геббельса»
Ещё более дешёвая версия «Народного радио», «Малый приёмник» (Kleinempfänger), появился в 1938 году. В народе он получил прозвище «Рыло Геббельса» (Goebbels-Schnauze) — отчасти из-за того, что вызывал ассоциацию с далёкой от идеалов арийской красоты внешностью партайгеноссе рейхсминистра, но главным образом потому, что был рупором геббельсовской пропаганды.
Радиоприёмниками награждали передовиков труда, активистов нацистских молодёжных, военно-спортивных, женских, студенческих, профессиональных организаций. Люди с радостью покупали недорогие приёмники в свои дома: радио обеспечивало развлечение и отвлечение. К 1941 году в Германии было зарегистрировано 16 миллионов радиоприёмников. «Народный приёмник» с длинно- и средневолновым диапазонами частот имели 70% немецких семей. Каждый владелец радиоприёмника был обязан ежемесячно вносить абонентную плату две рейхсмарки, которые шли на нужды министерства пропаганды.
Каждый день с 5 часов 30 минут утра и до полуночи радиослушатель получал девять выпусков последних известий. Чтобы заманить далёких от политики обывателей в сети нацистской пропаганды, после выпусков новостей и военно-политических комментариев по радио передавали развлекательные программы. Среди регулярных передач были оперы, оперетты, концерты, танцевальная музыка, народные песни, детские передачи, программы по кулинарии и домоводству.
Содержание «культурных» передач подвергалось жёсткой цензуре. Были запрещены «дегенеративная негритянско-еврейская» музыка, джаз, поп-музыка, свинг, а также любое другое «вырожденческое искусство». К «дегенеративным» причислялись художественные сообщества и направления: импрессионизм, дадаизм, кубизм, фовизм, сюрреализм, экспрессионизм, баухаус. Помимо художников и архитекторов в «дегенеративные» нацисты записали композиторов Арнольда Шёнберга, Пауля Хиндемита, Белу Бартока, Эрнста Кшенека, Виктора Ульманна, Эрвина Шульхофа, Павла Хааса, Ханса Краса, писателей Курта Хиллера, Георга Гейма, Ульриха Бехера, Франца Кафку и других.