Юбилеи круглые и не очень
Дома, который построил новатор
135 лет назад, 3 августа 1890 года, родился один из лидеров отечественного архитектурного авангарда Константин Степанович Мельников.

Семья будущего «советского Гауди» проживала на окраине Москвы в глинобитном, крытом соломой бараке, где ютились сторожа. После окончания в 1917 году Московского училища живописи, ваяния и зодчества Мельников преподавал в московском Вхутемасе, Вхутеине, Московском архитектурном институте, Московском инженерно-строительном институте и Всесоюзном заочном инженерно-строительном институте. С 1923 года – член объединения АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов). Заслуженный архитектор РСФСР (1972).
Первый проект Мельникова – рабочий поселок – был реализован на территории ЗиЛа в классических формах, а сооружение, благодаря которому он приобрел известность, появилось в 1923 году в рамках Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки на территории нынешнего парка имени Горького и Нескучного сада. Молодой архитектор представил павильон табачной промышленности «Махорка», деревянный, с винтовой лестницей, продемонстрировав в этой работе черты авангарда. В 1925 году на Международной выставке искусств в Париже Ле Корбюзье заявил, что «единственное, что заслуживает внимания – это павильон СССР Константина Мельникова».
Для последующих творений зодчего были характерны динамичная экспрессия форм, смелое, подчас парадоксальное конструктивное решение. Клуб завода «Каучук» в Хамовниках, спроектированный Мельниковым, является объектом культурного наследия регионального значения. Трехэтажное здание с полуподвалом представляет собой сектор круга с прямоугольным одноэтажным спортивным залом с большими остекленными плоскостями, цилиндрическим вестибюлем и лестничными маршами, а также зрительным залом с треугольной сценой, оркестровой ямой и кинооператорской рубкой в центре первого яруса.
Среди иных значительных работ мастера – Клуб Дорогомиловского химического завода, Дворец культуры имени И. В. Русакова, где ныне находится Театр Виктюка (в 1999 году это здание включено в списки объектов истории и культуры, охраняемых ЮНЕСКО), Клуб «Буревестник» в Сокольниках, Клуб фабрики «Свобода », Бахметьевский гараж, созданный в соавторстве с В. Шуховым. В подмосковном Дворце культуры фарфорового завода в Ликино-Дулёво сцена открывалась на сосновый бор и превращала зал в летний театр. Также по проекту Мельникова был выполнен первый саркофаг для тела В. И. Ленина, где вождь пролежал с 1924 года до Великой Отечественной войны в здании мавзолея на Красной площади.
Вершиной творчества Константина Степановича стал экспериментальный дом-мастерская, который он построил для себя в Кривоарбатском переулке. Как получилось, что в конце 1920‑х одному человеку разрешили возвести частный дом в центре столицы? Вероятно, причина в том, что в проекте использована идея круглого здания, которая ввиду простоты конструкции и экономичности могла бы быть использована для строительства домов‑коммун. Строение состоит из двух кирпичных цилиндров разной высоты, напоминающих в плане цифру «8», стены собраны таким образом, что дом не нуждается в дополнительных несущих конструкциях.