Раскрутить Рубенса
Накатывание картин на валы — известный в музейной практике способ хранения большемерных произведений живописи. Эрмитаж столкнулся с некоторыми особенностями и проблемами этого метода. Связаны они с тем, что немало картин было накатано на валы вынужденно — во время эвакуации в годы Второй мировой войны. Многие и после войны так и остались на валах в фондах музея.
Вообще-то хранение картин на валах рассматривается как временное, поскольку ведет к их повреждению: холсты, находящиеся в свернутом состоянии, неизбежно деформируются. Образуются приподнятости красочного слоя и грунта. Кроме того, в спешке во время эвакуации не всегда соблюдались нормативы, и на одном валу могло находиться — в нарушение требований — по 10–15 картин, из-за чего холсты перекрывали друг друга, формируя неравномерные слои и, как следствие, заломы, провисания. Деформация возникала и по другим причинам: из-за плотного соприкосновения холстов с гвоздями, которыми прибивались к валам для фиксации кромки картин; от внешнего давления веревок, обвязывавших вал; вследствие рельефа от швов (некоторые полотна для накатывания на вал сшивались между собой, формируя подобие рулона); из-за наличия наклеек, доставок, частичных дублировок.
Особенно в послереволюционное время на валах в Эрмитаж поступали картины из других собраний. Бывало, эти полотна не раскрывались вовсе — в силу идеологических причин, поскольку являлись портретами лиц императорской фамилии или представителей дворянских родов. Некоторые попавшие в музей на валах картины оставались не изученными даже специалистами. В том числе из-за нехватки места: с учетом планировки исторических зданий невозможно