Победа в Полтавской битве стала возможной только благодаря железной воле Петра I

ДилетантИстория

Одержимый царь

Победа в Полтавской битве стала возможной только благодаря железной воле и невероятной энергии Петра I

Михаил Логинов

0:00 /
1571.527
Петр I перед Северной войной. Николай Зубков, 2017 год

С одной стороны - мальчишка-король, которого сначала не восприняли всерьёз, но ещё до достижения двадцати лет сочли лучшим полководцем эпохи. Против него - молодой царь, чьё царство долго считалось в Европе и варварским, и бессильным. Их долгая борьба была беспощадна и полна неожиданностей. Но финал под Полтавой - закономерен.

От Равы до Нарвы

Мысль об участии в европейской войне пришла к Петру I во время великого посольства в Европу. В те времена умение выигрывать войны считалось первостепенным критерием жизнеспособность государства, развитая промышленность и торговля, грамотное администрирование, тем более культура и зачаточная наука относились к признакам второго сорта. Современники Свифт и Вольтер, говорившие, что война -дело скверное, ещё не успели поколебать умы. Пётр I догадывался: носить парики и строить фрегаты недостаточно для того, чтобы с тобой стали считаться. Надо победить кого-то из сильных европейцев.

Для победы нужны хорошие союзники. В 1698 году, встречаясь с польским королём и саксонским курфюрстом Августом II в Раве-Русской, молодой царь наконец-то такого нашёл. Август Сильный понравился Петру: прочие властители Европы были чопорны и скучны - ни выпить по-нормальному, ни повеселиться как следует. Саксонский курфюрст пил немерено, рубил головы быкам с одного удара, гнул металлическую посуду пальцами (оттого и прозвище - Сильный), хвастал баснословным списком любовных побед. Русский царь, сам любитель покутить, впервые ощутил себя учеником в этой славной науке.

Кроме вин, прелестниц, быков и гнутой посуды, темой общения стала будущая война. Август планировал напасть на Швецию и отобрать Лифляндию. Пётр чаял пересмотреть столбовский мир 1617 года и вернуть оба берега Невы с окрестными землями - Ингрию, или Водскую пятину.

Успех предприятия казался неизбежным. К антишведскому союзу собиралась присоединиться Дания - ото­мстить за прежние обиды. Лифляндия, точнее её дворянство, - восстать против шведской короны. Лифляндское дворянство персонифицировал Иоганн Паткулъ, ненавидевший Стокгольм за конфискацию земель. Карл XII, взошедший на престол в 1697 году, выглядел сумасбродным подростком. Шведская армия помнила не только давние триумфы Тридцатилетней войны и нашествия на Польшу, но и более свежие поражения от войск Бранденбурга. Было непонятно, сможет ли такая страна выдержать даже недолгую войну.

Правда, свои проблемы оказались и у коалиции. Пётр, вернувшийся в Мо­скву осенью 1698 года, принялся рубить головы стрельцам и брить бороды боярам. К тому же осторожный царь не решался воевать со Швецией, не заключив официальный мир с Турцией.

Поэтому в 1700 году война, позже названная Северной, началась с несинхронизированного выступления участников. В феврале саксонцы Августа (Польша официально не воевала) вторглись в Лифляндию, а в июне в войну вступила Дания. В Москве ждали новостей из Стамбула и уверяли шведское посольство в приверженности прежним договорам.

Наконец, 8 августа прибыл гонец. Пётр I быстро отпраздновал мир, объявил войну и двинул войска к шведским границам. Он не знал, что в этот день коалиция уменьшилась на треть. Карл высадился у Копенгагена и принудил Данию к капитуляции. Балтийское море на несколько лет стало внутренним шведским водоёмом.

К концу октября русская армия сосредоточилась под Нарвой. Успеху мешал недостаток продовольствия, пороха, крупнокалиберной артиллерии. 30 ноября осадные страдания прервал шведский король. Он высадился в нынешнем Пярну, прошёл Эстляндию форсированным маршем и с девятитысячной армией атаковал 40-тысячного противника. На другой день русская армия (точнее то, что от неё осталось), без генералитета и артиллерии, была на другом берегу реки. Царь Пётр ещё до сражения уехал в Новгород.

Обидная медаль. После триумфальной шведской победы под Нарвой в 1700 году была отчеканена особая медаль: на ней Петра I изобрази­ли убегающим и рыдающим. 

От Нарвы до Биржи

В отечественной историографии не прекращается спор о том, является ли Пётр Великий безусловным реформатором, или преобразования, в первую очередь военные, начались прежде, поэтому радикальный петровский слом самобытной цивилизации был излишен. Второе утверждение разделялось не только почвенниками, но светлым германским гением Гёте и острым галльским мыслителем Шамфором: в допетровской России уже существовали регулярные полки и по-европейски обученные солдаты. Так что стричь бороды было не обязательно.

Нарвское поражение, пожалуй, самый сильный аргумент против ненужности петровских преобразований. Армия, доставшаяся Петру в наследство, состояла из солдатских и рейтарских подразделений европейской выучки, а также стрельцов, казаков и боярского ополчения. Такое войско было эффективно против степной конницы (если не углублялось в степь), иногда побеждало столь же архаичную польскую армию, а в Русско-шведскую войну 1656-1658 годов могло разбить шведский отряд в три-четыре тысячи человек.

С полноценной европейской армией, да ещё под личным командованием монарха,московские войска до 1700 года не встречались. Нарва показала, что такой же слаженной, скоординированной армии у России нет. Карлу XII противостоял конгломерат русских самых разных соединений, некоторые из которых сражались вполне достойно. Это могло затянуть битву, но не изменить её результат. Поэтому фактическое бегство Петра I можно признать малодушным, но нельзя признать неразумным: его присутствие лишь придало бы шведам надежду захватить царя и закончить войну.

Победителю победа пошла во вред. Нарвская битва завершилась бегством русской армии на свою территорию. Однако Карл, победив четырёхкратно превосходящее войско, с той поры уверовал: любая русская армия,которую он встретит в чистом поле, убежит после недолгого сопротивления или вовсе без него. Эта уверенность в итоге приведёт к полтавской катастрофе.

Петру неудача, дополненная личным унижением, пошла на пользу. Позже он скажет, что гипотетическая русская победа под Нарвой создала бы для России неверное представление о возможностях и привела бы к беде. «Но когда мы сие несчастье (или, лучше сказать, великое счастье) под Нарвой получили, то неволя леность отогнала и к трудолюбию и к искусству день и ночь прилежать принудила ... »

Трудолюбие заключалось в ускоренной военной реформе. Она началась ещё в 1698 году - прежние полки распущены, кроме четырёх (Семёновский, Преображенский, Лефортовский и Бутырский). В 1699 году состоялся первый в истории России рекрутский набор на 32 тысячи человек. В дальнейшем они происходили регулярно. После нарвского поражения было навербовано 10 драгунских полков - крепостные и дворня имели право уходить от го­спод в солдаты. Из колоколов лили пушки, и уже к лету 1701 года их было больше, чем потеряно при Нарве. Лозунга «Всё для фронта! Всё для победы!» ещё не существовало, но сама его стратегия выполнялась жёстко и последовательно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Изоляция и гигиена Изоляция и гигиена

Человечество веками платило страшную цену

Дилетант
«Я никогда не шел на компромиссы ради денег»: лидер Little Big Илья Прусикин о новом шоу-бизнесе, успехе в YouTube и свободном обществе «Я никогда не шел на компромиссы ради денег»: лидер Little Big Илья Прусикин о новом шоу-бизнесе, успехе в YouTube и свободном обществе

Лидер группы Little Big Илья Прусикин дал большое интервью Forbes Life

Forbes
Убить вождя Убить вождя

Покушение на Ленина полно вопросов

Дилетант
Код кота: 31 вопрос о главном Код кота: 31 вопрос о главном

Ответы на главные вопросы человечества о котах

Maxim
Пот, кровь, слёзы и крест Пот, кровь, слёзы и крест

В конце XI века десятки тысяч людей отправились освобождать Иерусалим

Дилетант
«Он не про поиск виноватых. Он о людях»: Юрий Дудь сделал документальный фильм о трагедии в Беслане «Он не про поиск виноватых. Он о людях»: Юрий Дудь сделал документальный фильм о трагедии в Беслане

Документальный фильм «Беслан. Помни» журналиста Юрия Дудя

Forbes
Карина-вирус! Карина-вирус!

В это тревожное время героиней обложки стала главная медсестра страны

Maxim
Разворот по команде президента. Почему суды начали отпускать бизнесменов? Разворот по команде президента. Почему суды начали отпускать бизнесменов?

Какие меры необходимы, чтобы ослабить давление на бизнес?

Forbes
Молчит наука: 9 мифов о Джеймсе Куке Молчит наука: 9 мифов о Джеймсе Куке

Первооткрыватель Австралии и Новой Зеландии, оружие и обед туземцев

Вокруг света
Откуда у Николаса Кейджа столько классных пиджаков? Откуда у Николаса Кейджа столько классных пиджаков?

Мы изучили коллекцию Николаса Кейджа и отобрали самые крутые модели

GQ
Эпоха тюрок. Печенеги Эпоха тюрок. Печенеги

С IX века хозяевами Великой степи становятся тюркоязычные народы

Дилетант
Коварные попутчики Коварные попутчики

Какие инфекции можно подхватить во время поездки в автобусе или метро?

Лиза
Сила воли: что мешает нам добиваться цели Сила воли: что мешает нам добиваться цели

Проблема отсутствия силы воли – в образе жизни, который ее ослабляет

Psychologies
Российский нефтегаз: вопреки обстоятельствам Российский нефтегаз: вопреки обстоятельствам

Последние пять лет стали для нашей нефтегазовой отрасли весьма драматическими

РБК
Дети декабря Дети декабря

Декабристы — безумцы, герои, предатели или лучшие сыны нации?

Дилетант
«Рэмбо: Последняя кровь» – невменяемое кино и уникальный артефакт «Рэмбо: Последняя кровь» – невменяемое кино и уникальный артефакт

«Рэмбо: Последняя кровь» – это не фильм, а машина времени

GQ
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Наука «Аполлонов» Наука «Аполлонов»

Научно-исследовательская работа «Аполлонов»

Наука и жизнь
Быт военного времени Быт военного времени

Первая часть ответов на вопросы о повседневной жизни в условиях военного времени

Дилетант
15 вопросов к Дэвиду Харбору 15 вопросов к Дэвиду Харбору

Звезда «Очень странных дел» говорит о психических расстройствах

Playboy
Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018» Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018»

Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018»

Playboy
«У нас не так много времени, давайте не будем ныть»: координатор «Врачей без границ» о том, как сделать мир чуть более здоровым «У нас не так много времени, давайте не будем ныть»: координатор «Врачей без границ» о том, как сделать мир чуть более здоровым

Как работа в горячих точках меняет взгляды на жизнь

Forbes
Константин и хаос междуцарствия Константин и хаос междуцарствия

Отречение великого князя от престола оказалось удобным поводом для мятежа

Дилетант
Почему парная терапия не работает в союзах с эмоциональным насилием Почему парная терапия не работает в союзах с эмоциональным насилием

Почему некоторые приемы терапевтов не работают?

Psychologies
Александр: из эллина в азиата Александр: из эллина в азиата

Выдающийся полководец превратился из «первого среди равных» в азиатского деспота

Дилетант
Лучшие кадры дикой природы по версии Лондонского музея естесствознания Лучшие кадры дикой природы по версии Лондонского музея естесствознания

Лондонский музей естествознания опубликовал лучшие фотографии дикой природы

Esquire
Чернобыльское досье КГБ Чернобыльское досье КГБ

Украинская власть за последние годы рассекретила огромный массив документов КГБ

Дилетант
Сколько «человеческих» лет твоему питомцу? Ответ в таблицах от ветеринаров Сколько «человеческих» лет твоему питомцу? Ответ в таблицах от ветеринаров

Сразу говорим, что один человеческий год за семь собачьих — это миф

Playboy
Монарх под видом демократа Монарх под видом демократа

Октавиан Август не стал повторять ошибок Цезаря

Дилетант
Пи Джей Харви Пи Джей Харви

Правила жизни Пи Джей Харви

Esquire
Открыть в приложении