Почему крупнейшие игроки рынка переработки рыбы продают свои активы

МонокльБизнес

За консервами выстроилась очередь

Крупнейшие игроки рынка переработки рыбы продают свои активы из-за низкой доходности. Следствием этого станет появление в отрасли более эффективных вертикально интегрированных холдингов

Александр Лабыкин

Производство рыбной продукции в прошлом году упало на 4% — с 4,55 млн до 4,3 млн тонн. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Российский импортер и дистрибьютор рыбной продукции «Юнифрост» оформляет сделку по покупке активов одной из самых известных перерабатывающих компаний отрасли — ГК «Меридиан». В прошлом году «Юнифрост», прежде не имевший отношения к переработке рыбы, уже приобрел другого крупного производителя рыбной продукции — ГК «Агама». Эксперты считают, что «Юнифрост» может создать крупнейший в стране вертикальный рыбный холдинг с синергией от дистрибуции, импорта, производства и сбыта продукции.

Покупка «Юнифростом» крупного переработчика — пример продолжающейся консолидации на российском рынке рыбной продукции: переработка сама по себе становится все менее рентабельной из-за общего роста затрат и удорожания сырья, большой закредитованности предприятий. Это уже четвертая крупная сделка по слиянию и поглощению в отрасли за последние полгода (за весь прошлый год их было только две). Эксперты прогнозируют, что наметившийся тренд на продажу низкорентабельных предприятий в 2025–2026 годах продолжится.

«Меридиан» рассчитывает на рост

Федеральная антимонопольная служба в августе одобрила заявление крупнейшего в стране импортера и поставщика рыбы и морепродуктов «Юнифрост» на приобретение 100% ГК «Меридиан», одного из крупнейших переработчиков рыбы. Эксперты оценивают сделку в 5 млрд рублей — при выручке «Меридиана» в прошлом году в 13,7 млрд (рост на 12% к 2023 году) и прибыли в 468,6 млн (падение на 58,3%).

Московская компания «Меридиан» действует на базе созданного еще в 1978 году предприятия, в 2003 году контрольный пакет его акций был приобретен компанией «Союзпром» Владимира Малахова. Расширяя и регулярно модернизируя мощности, создавая новые виды рыбной продукции, «Меридиан» уверенно выбился в лидеры рынка. Сейчас под брендами «Меридиан», Milegrin, «Мирамар» и «Рыбный базар» выпускаются десятки видов пресервов, деликатесная продукция, полуфабрикаты, а также готовые блюда из рыбы. Компания занимает примерно 7% рынка рыбопереработки, на котором, по данным Рыбного союза за 2024 год, задействовано свыше 2000 предприятий с общим оборотом свыше 240 млрд рублей.

Сам Владимир Малахов пока не объяснил, зачем продает вполне успешный актив. Источник в «Меридиане» сообщил «Моноклю», что они ждут завершения сделки, на которую может уйти месяцдва. Время необходимо, чтобы провести аудит всех компаний группы: АО «Меридиан», «Торговый дом “Меридиан”» и «Меридиан-Трейдинг». «Мы же получим возможность далее наращивать ассортимент, создавать новые бренды и увеличивать выпуск продукции», — оптимистично заявил наш собеседник.

«Юнифрост» создает вертикаль

Компания «Юнифрост», принадлежащая Елене Романовой, была основана в 2004 году в Санкт-Петербурге. Это крупнейший импортер и дистрибьютор рыбы с филиалами в шести городах страны. Выручка «Юнифроста» в прошлом году, согласно данным СПАРК, увеличилась на 44%, до 45,5 млрд рублей, а чистая прибыль взлетела сразу на 88,6%, составив 3,4 млрд.

Столь заметный рост на фоне общей стагнации в отрасли связан с тем, что весной прошлого года «Юнифрост» приобрел другого крупнейшего дистрибьютора и переработчика рыбы — ГК «Агама».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении