«Писан бысть в Невьянском заводе»
Невьянская икона — вершина уральского горнозаводского старообрядческого иконописания. Она не имеет аналогов. За тридцать лет экспедиций, изучений музейных фондов и частных коллекций мне ни разу не удавалось увидеть ничего похожего
Опоявлении первых иконописцев на демидовских заводах мы знаем из одной строчки в «Родословии часовенного согласия» черноризца Нифонта: «Пришли с Кержени многие отцы, с ними изуграф пресловущий отец Паисий, который много по себе оставил учеников, первый из которых Григорий Коскин». На реке Керженец в Нижегородской губернии были расположены старообрядческие Керженские скиты. Отсюда в самом начале XVIII века староверов заставили уйти (так называемая первая «выгонка» прошла в 1701 году). И многие уходили на Урал.
Жили староверы не только в Невьянске, но и в подзаводских скитах близ Черноисточинска и в Нижнем Тагиле. Но именно Невьянск был центром — здесь до 1759 года находилась главная контора демидовских заводов.
Демидовы старообрядцев привечали, помогали скрываться от властей и улаживать конфликты с официальной церковью. Ещё бы, старообрядцы были поголовно грамотными, непьющими, работящими, связанными, кроме всего прочего, круговой порукой и при этом бесправными. Это был очень хороший тип русского человека — честного, предприимчивого и смелого, имевшего связи и поддержку в общинах своих одноверцев по всей стране и демонстрировавшего во времена гонений невероятную стойкость и взаимовыручку. Когда власти громили скиты и задерживали кого-то из иноков, заводские старообрядцы могли отбить узников у конвоя, если не получалось освободить своих, то могли и «подмениться», то есть давали узнику убежать и занимали его место, зная, что идут в застенки на пытки. Представляете уровень самопожертвования?