Кошкин дом в музее
Эрмитажные кошки стали почти таким же брендом всемирно известного музея, как и шедевры Рембрандта или Леонардо да Винчи. О том, для чего музею нужны коты, рассказывает пресс-секретарь эрмитажных котов Мария Халтунен
Как давно в Эрмитаже завелись кошки?
— Со времён Елизаветы Петровны. Она издала «Указ о высылке ко двору котов», в первую очередь это были «удобные к ловле мышей коты» из Казани. Выделены были неплохие деньги, транспорт, сопровождающие, провизия. Но в том же указе говорилось, чтобы они были «кладеные», то есть кастрированные. Так что предками нынешних эрмитажных кошек они быть не могли. Но и потом в Зимнем дворце всегда жили кошки: дворовые — для ловли мышей и комнатные — балованные, красивые, похожие на современную русскую голубую.
— Личные кошки императорской семьи? Про собак все знают, а про кошек известно мало...
— Как только ребёнок в императорской семье подрастал, ему обязательно заводили животных, чтобы он нёс за кого-то ответственность. У детей Николая II был кот, который носил благородное имя Васька, а ещё ослик по имени Ванька. У самого Николая были собаки, все они погибли после революции, а вот котам повезло. Из мемуаров известно, что после отъезда императорской семьи из Царского Села они неприкаянно ходили по комнатам, но потом их забрали те из царского окружения, кто их и дарил детям, в частности Анна Вырубова.
— А музейные коты? Это давняя традиция?
— Традиция никогда не прекращалась, дворовых котов держали в любом заведении. Коты приходят туда, где есть мыши и крысы. Их подкармливают. Мыши и крысы уходят. Коты остаются. В этом и есть их функция — чтобы мыши и крысы больше не приходили.