Адмирал от оппозиции
В истории русского либерализма имя Николая Семёновича Мордвинова занимает особое место. На протяжении четырёх царствований он играл видную роль в политической и общественной жизни России. Его мнение ценили Екатерина II, её сын Павел I, внуки Александр I и Николай I. В 1824 году Александр Пушкин писал князю Петру Вяземскому: «Мордвинов заключает в себе одном всю русскую оппозицию».
Мордвинов прожил насыщенную жизнь, полную взлётов и падений. Умер он в 1845 году в уникальном для той эпохи возрасте 90 лет, окружённый почётом и уважением. Его речи и доклады сотнями рукописных экземпляров ходили по рукам. Его портреты писали лучшие художники. Но со временем некоторые из них оказались под чужими именами.
В 1909 году великий князь Николай Михайлович издал V том своего знаменитого труда «Русские портреты XVIII и XIX веков». В нём он поместил изображение адмирала Алексея Ивановича Нагаева из своей коллекции. Много раз видел я эту миниатюру, но не задерживал внимание. Да и поводов вроде не было, ведь на ней действительно изображён человек в белом морском мундире, с орденами Святой Анны и Святого Александра Невского. Всё как у Нагаева. Но в 2014 году мой коллега, сотрудник Государственного Русского музея Михаил Асварищ, просто огорошил меня вопросом, а откуда у Нагаева ниже Александровской звезды и ленты ещё и звезда ордена Святого Владимира?! Ведь этот орден был учреждён лишь 22 сентября 1782 года, тогда как Нагаев скончался 8 января 1781 года.
Вот так да! Конечно же, Нагаев не мог иметь Владимирскую звезду. Да и внешне молодой адмирал на портрете, мягко говоря, не слишком похож на Нагаева, получившего орден Святого Александра Невского при отставке в возрасте за 70 лет. Суровый облик этого заслуженного путешественника известен благодаря копии со старинного оригинала, хранящейся в Государственном Эрмитаже. Дальнейшее изучение миниатюры вернуло правильное имя персонажу — вице-адмирал Николай Мордвинов.
С восшествием на престол Павла I судьба поначалу благоволила другу его детских игр. 23 сентября 1797 года Мордвинов получил чин адмирала. Но возвышение его давнего недруга вице-адмирала Иосифа де Рибаса привело через год к аресту по ложному доносу. Хотя суд оправдал Мордвинова, в январе 1799 года его уволили в отставку. Он поселился в своём крымском имении Саук-Су, откуда его письмом 9 июля 1801 года вызвал в столицу новый император Александр I. 10 августа Мордвинов снова был принят на службу, назначен вице-президентом Адмиралтейств-коллегии, а 8 сентября 1802 года стал первым в истории России морским министром.
Николай Семёнович Мордвинов являлся одним из ближайших политических сподвижников молодого императора. Язвительный Филипп Вигель вспоминал: «Он почитался нашим Сократом, Цицероном, Катоном и Сенекой. Политический сей мечтатель… вообразил себе, что у нас подлинно парламент; мнения, им подаваемые, были столь смелы, что через два года после Павла показались даже мятежными». Но этот яркий период оказался недолгим. Заметив, что по делам флота император больше прислушивается к вицеадмиралу Павлу Чичагову, Мордвинов 28 декабря 1802 года вышел в отставку. К этому времени относятся два портрета, лишь теперь получившие правильные имена.