Между Молотовым и Риббентропом
У глав предвоенной советской и германской дипломатии — в целом разительно контрастные судьбы. Но обоих объединило одно: подпись под документом, который стал прологом самой страшной войны в истории человечества.
Вячеслав Молотов и Иоахим фон Риббентроп — трудно представить более разных по своей натуре людей. Объединяет их, пожалуй, лишь то, что они оба служили тоталитарным режимам и оба руководили внешней политикой своих стран. Более ничего общего между двумя этими фигурами не было. Да и быть не могло...
«Эффективный менеджер» из Политеха...
Вячеслав Скрябин (более известный под псевдонимом Молотов) родился в 1890 году в многодетной мещанской семье в провинции (село Кукарка Вятской губернии). С детства он был упорен и трудолюбив — в российской глубинке иначе и не выжить! Учился в Казанском реальном училище, затем поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт, где проучился до 4-го курса (обучение было прервано арестом по «политической статье»).
Мальчик был явно не без способностей. Из Молотова, вероятно, вышел бы хороший инженер-производственник. Впоследствии, когда Молотов был уже сталинским премьер-министром (председателем Совета народных комиссаров в 1930–1941 годах), многие, кто с ним сталкивался, отмечали эти его типичные «инженерные» чёрточки: основательность, скрупулёзная точность даже в мелочах, крайне прагматичный подход к реализации любых решений и так далее. В общем, Молотова можно назвать настоящим «хозяйственным мужиком», который нигде не пропадёт.
...Против коммерсанта-недоучки из интерната!
С Риббентропом многое было иначе. Будущий министр Третьего рейха тоже родился (в 1893 году) в обычной семье: отец — офицер, мать — домохозяйка. Но какой контраст с Молотовым! Тот уверенно штурмует реальное училище и политех. Его будущий немецкий «коллега» в те же годы с трудом закончил среднюю школу-интернат. Уровень образованности Риббентропа так и остался очень скромным.
Что остаётся делать юноше без образования и связей в высших кругах? Конечно же заниматься коммерцией: благо рано умершая от туберкулёза мать оставила ему некоторое наследство. Иоахим налаживает поставки вина в Канаду.
Бизнес был прерван Первой мировой войной. Пять лет Риббентроп служит в гусарском полку. Военный из виноторговца получился посредственный (с трудом дослужился до обер-лейтенанта). Зато ему удалось завязать приятельские отношения с майором Францем фон Папеном.
Знакомство это станет для Риббентропа судьбоносным — со временем Папен станет влиятельным политиком. Дружба с ним откроет для Риббентропа двери в высшие эшелоны власти.
«Правда» сближает!
Молотов жил в эти годы совсем иной жизнью. Ещё 16-летним юношей (в 1906 году) он примкнул к большевикам. Участвовал в легальной и нелегальной работе большевистской партии. В 1912 году в редакции газеты «Правда» у Молотова тоже состоялась «судьбоносная встреча»: он познакомился с будущим лидером большевиков — Иосифом Сталиным. Они будут друзьями и политическими союзниками ровно 40 лет — до осени 1952 года, когда дряхлеющий Сталин неожиданно для всех обрушится на своего «верного оруженосца» с разгромной критикой. Но это будет позже.
Пока же Молотов очарован новым приятелем. Сталин как будто тоже. Кстати, именно после этого знакомства (видимо, вдохновившись «революционным» прозвищем своего друга) Вячеслав Скрябин избирает для себя не менее «зубодробительный» псевдоним — Молотов.
Революция 1917 года дала резкий старт партийной и государственной карьере Молотова. В 1921 году он уже кандидат в члены политбюро и секретарь ЦК ВКП(б), то есть входит в узкий круг тех, кто решает судьбы страны.
Всё, что делал Молотов начиная с 1906 года (год вступления в РСДРП), окрашено в тона «бескорыстного служения великой идее». Молотова невозможно обвинить в банальном «шкурничестве» или карьеризме. О Риббентропе того же сказать нельзя...