Разведка и спецоперации. Часть 1
51Существуют ли достоверные документы, свидетельствующие о подготовке Советского Союза к нападению на Германию?
Эрол, 55 лет, Челябинск
Существует достаточное количество документов о подготовке Советского Союза к войне, что в то время было вполне естественным. Что же касается именно подготовки к нападению на Германию, то об этом можно говорить как об одном из вариантов развития событий, прорабатывавшихся советским политическим и военным руководством.
«Если бы Сталин объяснил Гитлеру, что миллион советских «добровольцев» с десятком тысяч танков двинутся на Запад на следующий день после того, как Гитлер посмеет нарушить границу Польши, то никакой войны и не было бы.» Марк Солонин, историк
Так, на плане стратегического развёртывания Красной армии от 11 марта 1941 года в разделе, посвящённом юго-западному направлению, где и предполагалось нанести главный удар, сохранилась резолюция заместителя начальника Генерального штаба генерал-лейтенанта Николая Ватутина: «Наступление начать 12.6.», то есть 12 июня. Можно предположить, что на обсуждении плана Сталин спросил у военных, за какое время можно подготовить нападение на Германию, и получил ответ: три месяца, откуда и родилась дата 12 июня. Однако за три месяца из-за низкой пропускной способности советских железных дорог сосредоточить все необходимые войска и запасы не успели.
К 15 мая 1941 года был разработан план возможного превентивного удара, который предусматривал нанесение главного удара советским Юго-Западным фронтом в направлении Катовице — Краков, где, как полагали в Генштабе РККА, 152 советским дивизиям должны были противостоять 100 немецких. 4 июня 1941 года Политбюро приняло решение о формировании к 1 июля 238-й стрелковой дивизии Красной армии, «укомплектованной личным составом польской национальности и знающими польский язык». Точно так же за месяц до нападения на Финляндию в составе Красной армии начал формироваться финский корпус, который затем стал армией правительства Финской Демократической Республики.
«Учитывая, что Германия в настоящее время держит свою армию отмобилизованной, с развёрнутыми тылами, она имеет возможность предупредить нас в развёртывании и нанести внезапный удар. Чтобы предотвратить это и разгромить немецкую армию (зачёркнуто в тексте. — Ред.), считаю необходимым ни в коем случае не давать инициативы действий Германскому Командованию, упредить противника в развёртывании и атаковать германскую армию в тот момент, когда она будет находиться в стадии развёртывания и не успеет ещё организовать фронт и взаимодействие родов войск. Первой стратегической целью действий войск Красной армии поставить — разгром главных сил немецкой армии, развёртываемых южнее линии Брест — Демблин и выход к 30 дню операции на фронт Остроленка, р. Нарев, Лович, Лодзь, Крейцбург, Оппельн, Оломоуц. Последующей стратегической целью иметь: наступлением из района Катовице в северном или северо-западном направлении разгромить крупные силы Центра и Северного крыла германского фронта и овладеть территорией бывшей Польши и Восточной Пруссии.» Из «Соображений к плану стратегического развёртывания сил Советского Союза на случай войны с Германией и её союзниками» 15 мая 1941 года