Писатель, денди и офицер Эрнст Юнгер: участвовал в двух мировых войнах, объездил полмира и прожил 102 года
126 лет назад родился немецкий писатель и мыслитель Эрнст Юнгер. Он прожил 102 года и поучаствовал в двух мировых войнах, путешествовал по миру, написал несколько романов, философских текстов и корпус воспоминаний. Кокто пересказывал ему анекдоты о Прусте, Пикассо демонстрировал свою мастерскую, а Альберт Хофман угощал ЛСД. Его работы о Первой мировой — романы «В стальных грозах» и «Лейтенант штурм» — не жалобный ремарковский взгляд на войну, а захватывающий приключенческий роман и одновременно изысканный модернистский текст.
Ему удавалось быть одновременно в самом сердце событий — и проходить их по касательной. Всему двадцатому столетию он смотрел прямо в лицо — и все же умудрялся держать его от себя на аристократической дистанции. Esquire рассказывает про Юнгера через эту изящную способность, в которой, возможно, и крылась тайна его долголетия, — оставаться денди при любых обстоятельствах.
В русскую литературу фигура денди вошла через Евгения Онегина, этого щеголя, франта, проводившего у зеркала по несколько часов в день, обладателя блестящего холодного ума и покорителя женских сердец. Но заслуга Онегина была не только в умении носить костюм, но и в особой манере держать себя, манифестации собственного «я».
Фигура денди появилась в Англии — благодаря легендарному моднику Джорджу Браммеллу. Сам же дендизм как явление был осмыслен и изобретен уже во Франции усилиями в первую очередь писателя Барбе д’Оревильи и поэта Шарля Бодлера. Дендизм — это не только платье с иголочки, но и целая философия. «Последний взлет героики на фоне всеобщего упадка» — так рассуждал главный его теоретик и практик Шарль Бодлер. Французский поэт связывает появление дендизма с безвременьем излета старых аристократий. Тогда появляются оторванные от своего сословия одиночки, которые провозглашают создание нового нобилитета на основе собственных уникальных свойств души и «божественных дарований, которые не дадут ни труд, ни деньги». Денди — это разночинцы, которые примеряют на себя аристократические стандарты поведения, сопротивляясь нарастающему влиянию буржуазных нравов.
Счетоводам и торговцам отныне противостоят не рыцари, но поэты, художники, главным произведением искусства которых становятся они сами. Денди были и Джордж Гордон Байрон, и Оскар Уайльд, и Обри Бёрдслей, и Жорис-Карл Гюисманс — cписок можно продолжать. Дендизм прочно вошел в культуру вкупе с эстетизмом и декадансом. Но его традиция продолжилась и в XX веке в лице, например, итальянского поэта и авантюриста Габриэле д’Аннунцио и его двойника-антипода, лидера итальянских футуристов Филиппо Томмазо Маринетти. Тогда же дендизм стал идти рука об руку с радикальными политическими взглядами, как правило, правыми, а одной из центральных его идей стало стремление к созданию новой аристократии — принципиально антиэгалитарное движение.
Денди в окопах
Дендизм в практически неизменном виде перекочевал и в эпоху масс — XX век. Его хранителями остались одиночки, принципиально не принимавшие демократических стандартов нового времени. Такая позиция была свойственна и Эрнсту Юнгеру — писателю, энтомологу и офицеру, прожившему 102 года в одном из самых тревожных столетий за историю человечества. Юнгер отправился на Первую мировую добровольцем в 1914 году, прошел ее всю и спустя два года после ее окончания дебютировал в литературе романом «В стальных грозах», основанном на его воспоминаниях. Эта книга стала настоящим бестселлером в Германии межвоенных лет и выдержала несколько десятков переизданий. «В стальных грозах» — мужественное и холодное повествование о буднях окопной войны, но при этом не сухое, в нем Юнгер уже демонстрирует свой стиль: описательную точность, лишенную менторства позицию наблюдателя, высокий ницшеанский героизм.