О живописной истории лейб-гвардии Сапёрного батальона

ДилетантИстория

Как повстречались копия с оригиналом

В предыдущем номере мы рассказали о том, как много интересного можно узнать, рассматривая батальные полотна XIX века. Благодаря их скрупулёзной точности не только мундиры, оружие и награды изображены верно, но даже внешность персонажей показана с портретным сходством. Нужно лишь внимательнее всмотреться, чтобы понять, кто есть кто.

Александр Кибовский

Великий князь Николай Николаевич осматривает работы 3-й роты лейб-гвардии Сапёрного батальона в устье Невы в мае 1854 года. Картина Адольфа Гебенса, 1856 год. Холст, масло. 56 х 67 см. ВИМАИВиВС

В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Петербурге хранятся предметы, некогда составлявшие коллекцию лейб-гвардии Сапёрного батальона. Среди них привлекает внимание странная пара — картина Адольфа Гебенса «Великий князь Николай Николаевич осматривает работы гвардейских сапёров в устье Невы» и копия с неё. Но зачем сапёрам понадобилось иметь сразу два варианта одного сюжета? Ведь, на первый взгляд, в нём нет ничего особенного.

В центре картины, написанной Гебенсом в 1856 году, мы видим третьего сына Николая I, великого князя Николая Николаевича, являвшегося в то время генерал-инспектором по инженерной части. Он посещает сапёров, завершающих строительство артиллерийской батареи. Его сопровождают два генерала в гвардейской инженерной форме. За правым плечом великого князя стоит командир лейб-гвардии Сапёрного батальона генерал-майор Николай Филиппович Хомутов. Тут никаких сомнений быть не может. Трудно найти среди гвардейцев ещё одного генерала, не имевшего ордена Святого Георгия хотя бы за выслугу лет. Кроме того, он запечатлён на другой картине Гебенса 1853 года, хранящейся сегодня в Государственном мемориальном музее А. В. Суворова.

Копия неизвестного художника с картины Адольфа Гебенса 1856 года. Холст, масло. 56 х 67 см. ВИМАИВиВС

Принято считать, что по левую руку от великого князя стоит начальник инженеров Гвардейского корпуса генерал-адъютант Павел Александрович Витовтов. Но это неверно. Ведь у него нет соответствующих этому званию аксельбанта и царских вензелей на эполетах. Кроме того, его внешность не имела ничего общего с генералом на картине. Судя по достоверным портретам, он носил скромные усы без бакенбард. Да и сопровождать великого князя по стройке Витовтову было совершенно незачем. Ведь уже несколько лет начальником инженеров Гвардейского корпуса являлся вовсе не он, а генерал-лейтенант Андрей Андреевич фон Цурмилен. Именно он и запечатлён на картине.

Так что же за сюжет изобразил Гебенс в 1856 году? Он не может быть актуальным, поскольку присутствующий генерал Хомутов умер 23 января 1855 года. Да и форма на всех ещё времён Николая I. Причём офицеры показаны в походных шинелях солдатского образца с галунными погонами, введёнными 29 апреля 1854 года. Эта деталь вместе с зеленью природы указывает время события. В период с 11 марта по 24 мая 1854 года гвардейские сапёры по плану, составленному великим князем Николаем Николаевичем, построили 11 батарей на островах в дельте Невы. Таким образом, сюжет картины относится к маю 1854 года. Эти работы подробно описаны в «Истории лейбгвардии Сапёрного батальона». Есть в ней упоминание и о наших двух картинах:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Разбойник или герой? Разбойник или герой?

Самый успешный корсар в истории часто шёл на отчаянный риск

Дилетант
Французское влияние в мягком подбрюшье России Французское влияние в мягком подбрюшье России

Как Париж выстраивает стратегическое партнерство с государствами Средней Азии

Монокль
Соль, медь и два бунта Соль, медь и два бунта

Управление доходами через дорогую соль и дешёвую медь привело к восстаниям

Дилетант
Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы

Памятка на случай, если кража автомобиля уже произошла и пора действовать

ТехИнсайдер
Степной Че Гевара Степной Че Гевара

Махновщина — крестьянская анархия — была конкурентом большевизму

Дилетант
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
Миротворец, превративший трон в катапульту Миротворец, превративший трон в катапульту

Усилия царя по спасению отечества и не предотвратили социальный взрыв

Дилетант
Атмосфера жизни Атмосфера жизни

Загородный подмосковный дом с интерьером вне времени

SALON-Interior
Рыцарь инквизиторского ордена Рыцарь инквизиторского ордена

Как Феликс Дзержинский с нуля создал политическую полицию

Дилетант
Роли исполняли Роли исполняли

Несколько дримкаров, прошедших кастинги в популярные фильмы

Men Today
Спрос на убийства Спрос на убийства

С середины XVI до конца XVII века в Европе произошла подлинная научная революция

Дилетант
28, Пётр и ослик 28, Пётр и ослик

Рассказ Григория Служителя — про путешествие в прошлое на троллейбусе

Afternoon Seasons of life
Бандаж революции Бандаж революции

Финансированию русской революции помогали... дамские корсеты

Дилетант
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
Бенкендорфы Бенкендорфы

Род Бенкендорфыов был известен благодаря Александру, душителю свобод

Дилетант
«Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину» «Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину»

Почему во время Крымской войны большинство солдат погибало в госпиталях

N+1
Увидеть Армагеддон и выжить Увидеть Армагеддон и выжить

Израиль находит, чем удивить путешественника, помимо библейских древностей

Вокруг света
Солнечный друг Солнечный друг

Как защититься от вредного влияния солнца и сделать его своим другом

Добрые советы
Астрономы отыскали удивительно развитую перемычку у спиральной галактики в ранней Вселенной Астрономы отыскали удивительно развитую перемычку у спиральной галактики в ранней Вселенной

Астрономы обнаружили у галактики J0107a необычно развитую центральную перемычку

N+1
ПИФы навели на цель ПИФы навели на цель

В борьбе за инвесторов компании запускают нишевые и экзотические фонды

Монокль
Чем круче джип Чем круче джип

Семь машин и девять дней в штате Юта

Автопилот
Дети – лучшие люди в мире Дети – лучшие люди в мире

Отрывок из книги «Всегда рядом» детского доктора Леонида Рошаля

Лиза
Родом из детства Родом из детства

Интервью с народной артисткой РФ и голосом Степашки Натальей Голубенцевой

Лиза
«Увидимся через 25 лет»: почему третий «Твин Пикс» не то, чем кажется, и как Дэвиду Линчу удалось вновь перевернуть представление о сериалах «Увидимся через 25 лет»: почему третий «Твин Пикс» не то, чем кажется, и как Дэвиду Линчу удалось вновь перевернуть представление о сериалах

Как Дэвид Линч снова доказал, что сериалы могут быть настоящим киноискусством

Правила жизни
Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому

Архитектура может быть не только функциональной, но и трогательной

VOICE
Голод и дядька Голод и дядька

Лечебное голодание — крайне полезная для социального капитала вещь

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Ловушка цифрового романтизма: как онлайн-дейтинг эксплуатирует наши уязвимые стороны Ловушка цифрового романтизма: как онлайн-дейтинг эксплуатирует наши уязвимые стороны

Как алгоритмы онлайн-знакомств мешают формированию устойчивой привязанности?

Forbes
Эксперты: постоянная слежка в XXI веке может ухудшить работу мозга Эксперты: постоянная слежка в XXI веке может ухудшить работу мозга

Цифровая слежка не только меняет поведение, но и влияет на восприятие и внимание

ТехИнсайдер
Как историк Ричард Бут вдохновляет создание букинистических городков по всему миру Как историк Ричард Бут вдохновляет создание букинистических городков по всему миру

Глава из книги Ким Онхо «Книжные магазины»

Forbes
Машины будущего: как бизнесу продавать электрокары, и почему нам рано или поздно придется сказать им «да» Машины будущего: как бизнесу продавать электрокары, и почему нам рано или поздно придется сказать им «да»

Почему мы все еще не пересели на электромобили?

Inc.
Открыть в приложении